Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Использование нейропсихологических технологий в ходе реабилитации детей, имеющих сочетанный дефект развития» (коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста, воспитывающихся в домах-интернатах социальной защиты)


Автор:
Гуринова Вера Викторовна
Щёкино, Тульская область
«Именно поведение выделяет умственно
 отсталого ребенка среди остальных детей»
Л.С. Выготский
Это интересное детство
При поступлении на факультет психологии (кафедра «Специальной психологии») педагогического университета, было множество вопросов: что же такое эта непонятная психика?, что происходит, когда говорят о психическом заболевании?, почему есть дети с патологией психики?, чем отличается развитие ребенка без патологии развития и с особенностями?, какие причины вызывают нарушения развития? И как помочь ребенку, который не по своей вине отличается от других, максимально приблизить его к тому состоянию как сверстники? Про это нам рассказывали преподаватели. Чтобы разобраться в том, что изучали за университетские годы, надо было начинать работать там, где есть самый сложный дефект развития и понять механизм возникновения особенностей нарушения.

Условия возникновения. Приглашение работать в доме-интернате для умственно отсталых слепых детей меня очень заинтересовало. За годы учебы мы с интересом слушали лекции об особенностях психического и физического развития детей, имеющих сочетанный дефект. Но тогда я и подумать не могла, что есть столько детей с патологией нервной системы, они все похожи, и такие разные!
В учебниках по патопсихологии и психопатологии всегда рекомендуют детально изучать историю родов, развития ребенка – как говорят у медиков – собирать анамнез. У всех детей, истории которых я изучала, были выраженные особенности околородового периода развития: травматические обстоятельства, инфекции и т.п. и при этом страдала нервная система.
 
Тема. Использование нейропсихологической коррекции как ведущей технологии в своей практической деятельности позволяет работать с причиной нарушения – поражением нервной системы. Ведь убирая воздействие травмирующего фактора, мы получаем шанс реабилитации. Таким образом, использование нейропсихологической технологии в ходе реабилитации детей с поражением нервной системы является наиболее целесообразным.  
 
Идея. Опираясь на знания о пластичности нервной системы, особенно детского возраста, я начала осваивать методику «Гимнастика ума», называемую кинезиологией. Много полезного почерпнула, когда стала использовать телесно ориентированные подходы в психокоррекционной работе. Ребятам нравились занятия, они высчитывали и говорили мне когда пойдут в «волшебную комнату». Положительные перемены, которые происходили с детьми в ходе работы, подталкивали меня к поиску новых методик. Так мы «познакомились» с направлением нейропсихологической коррекции – «Метод замещающего онтогенеза» (МЗО). Стало ясно – это то, что нужно – там были исчерпывающие ответы на вопросы, которые касались как причин возникновения нарушения, так и того, что же с этим делать.

Актуальность

Педагог-психолог Головеньковского дома-интерната работает в парадигме нейропсихологической коррекции. Нейропсихология – наука о связи проявления психических процессов с деятельностью головного мозга. Наука о том, что же делать и как помочь человеку, у которого налицо проявления сбоев в работе нервной системы, ведь – психика – это проявление работы мозга, как сказал великий дефектолог Л.С. Выготский, который был дружен с основоположником нейросихологии А.Р. Лурией. 
Методы, которые я использую в своей работе, направлены на коррекцию поведения, как проявления психической деятельности, абилитацию умственно отсталого ребенка. В нейропсихологической коррекции точно обозначен алгоритм работы с ребенком (человеком).

Теоретическая обоснованность. В основе коррекционной работы лежит метод замещающего онтогенеза, созданный в 1990 – 1997 г.г. (Семенович А.В., Цыганок А.А., 1992 г.; Архипов Б.А. 1995 г. И др.) и доказал свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с различными вариантами развития.
Методологически работа опирается на современные (по Лурия А.Р.) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации психических функций в онтогенезе (прежде всего, в ракурсе теории о трёх блоках мозга), учение Цветковой Л.С. о нейропсихологической реабилитации; принцип «замещающего онтогенеза» Семенович А.В.  
Один из законов гласит – восстановление нарушенных функций будет более успешным, если максимально рано начать работу от времени начала воздействия негативного фактора. Поэтому мои подопечные – самые маленькие жители нашего дома. 

Новизна

В 90-е годы XX века ситуация в специальном образовании поменялась. Нет оснований винить родителей; их отучали принимать решение самостоятельно и нести за него ответственность, отлучали от собственного ребенка на протяжении многих десятилетий. Эта традиция была заложена задолго до 1917 года, фактически с момента рождения российской специальной школы, а это 1806 год. Эта школа изначально строилась как учреждение закрытого типа, как интернат, и уже тогда детей-инвалидов «ради их исправления» на долгие годы забирали у родителей. Миф о целесообразности изъятия аномального ребенка из семьи и возвращении его близким в «исправленном виде» оказался на редкость жизнестойким. 
Гуманизация общественного развития вызывает повышенный интерес к детям с нарушениями развития, к условиям их оптимальной интеграции в социум. 

Адресная направленность

Программа рекомендуется для детей дошкольного возраста, воспитывающихся в домах-интернатах социальной защиты населения, имеющих выраженную интеллектуальную недостаточность.
Трудоёмкость. Конечная цель работы нашего дома-интерната – адаптация ребенка с нарушениями развития к жизни в обществе. В силу сложившихся обстоятельств особенностей его развития – быть менее обременительным, а может и более полезным для того места, в котором он окажется, когда покинет стены нашего учреждения. Ведь способ, при помощи которого ребенок может приспособиться к миру, зависит от особенностей самого ребенка, его возможностей. А мы в его жизни – посредники, которые, опираясь на знания законов развития, должны максимально создать условия для того, чтобы его дефект менее проявлялся.

Цель и задачи

Цель работы специалиста – формирование произвольной саморегуляции детей, коррекция поведения.
Таким образом, определяются следующие задачи:
  1. Активизация развитие всех ВПФ, воздействуя на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза.
  2. Расширение адаптационных возможностей, развитие коммуникативных навыков и формирование у детей положительной оценки себя о своих способностей.
  3. Формирование умений выходить из опасных ситуаций. Помочь ребенку обрести сопротивляемость склонности к негативному и вредному поведению.
Объектом работы являются воспитанники нашего дома-интерната. Предметом – изучение потенциальных (резервных) возможностей психики детей.
Свое «знакомство» с ребенком начинаю с тщательного изучения его раннего развития, условий воспитания, изучения медицинской карты. Особенно обращаю внимание на наличие наследственных заболеваний (нервно-психических, алкоголизма и т.п.). Этот вид деятельности отражен в заполнении и ведении карты «Психологический статус ребенка». Для маленьких, вновь поступивших детей, совместно с воспитателем мы заполняем, разработанный в нашем учреждении «Маршрут индивидуального развития». В котором мы отмечаем актуальное развитие ребенка. Далее весной проводим контрольную диагностику – отмечаем достижения ребенка. Известно, что в каникулярный период у детей с выраженными нарушениями развития, происходит некоторый «откат» сформированных навыков, посему мы (в интересах ребенка и построения более точной работы) отступаем от рекомендаций АООП II вариант, и проводим диагностику не в середине года, а на начало «учебного года».
 
Исходя из поставленных задач, определились методы и способы моей работы: индивидуальные и подгрупповые занятия по нейропсихологической коррекции, консультации воспитателей относительно состояния ребенка, рекомендации, просвещение сотрудников, ведение рубрики на стенде.   
Ребята с интересом и удовольствием выполняют двигательные упражнения, которые создают возможности у их неравной системы «работать» более правильно в условиях имеющейся патологии. Мы все, кто работаем с данной категорией детей, понимаем, что полностью вернуть им здоровье, сделать их «нормальными», «такими же как все» невозможно. И, тем не менее, в течение долгого времени продолжаем трудиться, что позволяет ребенку стать взрослее, научиться чему-то новому (Цыганок А.А.). То, чем мы занимаемся в стенах интерната, поможет детке с нарушениями развития во взрослой жизни. Даст возможность раскрыться, быть актуальным и востребованным там, где он будет, когда вырастет.

Результаты

Как результат можно отметить следующие перемены в развитии: от индивидуальных занятий мы переходим к групповой форме взаимодействия, ребята успешно «включаются» в занятия и хорошо усваивают его стереотип. У многих выражен интерес к занятиям, соперничеству, улучшилось состояние произвольной саморегуляции, коммуникативных навыков. Сейчас те, с которыми начинали работать уже подросли, повзрослели и помогают в быту. Более «сложные» воспитанники становятся менее зависимыми от персонала. 

Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 2 читателя
Лучина Наталия АлександровнаИспользование нейропсихологических технологий - реальная помощь данной категории детей.

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su