Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Человек и окружающий мир» (программа развития детей с ограниченными возможностями здоровья)


Актуальность, научность и практическая значимость

На современном этапе развития общества, в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), перед школой стоит задача общекультурного и личностного развития обучающегося, обеспечивающая возможность его успешной социализации.

Актуальность проблемы обусловлена противоречиями между важной ролью мышления в овладении младшими школьниками учебной деятельностью и адаптацией к окружающей среде, реальными потребностями школы в коррекции интеллектуальных нарушений школьников и недостаточно эффективной реализацией воспитательно-обучающего и коррекционно-развивающего потенциала искусства во внеклассных занятиях.

Использование изобразительных средств по своему значению очень актуально в жизни человека, а особенно маленького или подрастающего, совсем ещё не знающего, как правильно справляться со своими проблемами, это особенно значимо для детей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей низкая работоспособность, слабое внимание, память, недостаточно сформирована речь, низкая учебная мотивация. Компенсация недостатков ребёнка возможна при включение его  в различную творческую деятельность. Сам процесс изобразительного творчества является мощным средством коррекционной работы с «особыми» детьми. Для них рисование – выход для решения многих жизненных проблем и ситуаций.  

О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л.С.Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности, как  в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства.

В своей работе мы исходим из положения, выдвинутого Л.С.Выготским, что обучение должно опираться на зону «ближайшего развития», и таким образом вести развитие за собой. Учение Л.С.Выготского о зоне «ближайшего развития» является основополагающим при организации коррекционно-воспитательной работы.

Дополнительное образование в школе позволяет создать общекультурную эмоционально значимую предметно - ориентируемую деятельность, обеспечивающую умственное развитие ребенка и адаптацию его в социальной среде. Все виды художественного творчества, с которыми ребенок с проблемами соприкасается в младшем школьном возрасте, влияют на адекватность его поведения, помогают реализовать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка с проблемами выражается также в том, что общение с искусством помогает ему «очиститься», от наслоившихся негативных переживаний отрицательных проявлений,  и вступить на новый путь отношений с окружающим миром.

Цель  –  создание условий для развития у ребенка целостного и многогранного представления об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства.

Задачи

Образовательные: расширять кругозор, знакомить с элементарными основами изобразительной грамоты, с различными видами изобразительной деятельности, многообразием материалов и приемами работы с ними.

Коррекционно-развивающие: развивать эмоционально-образную и мотивационно-потребностную личностную сферу, сенсомоторику и наглядно-образное мышление.

Воспитательные: формировать представления об общечеловеческих, нравственных ценностях, воспитывать трудолюбие, аккуратность,  самостоятельность, стремление к успешной личностной и социальной самореализации.

Основное содержание работы

Данная программа представляет систему последовательно развивающих тем, которые раскрывают взаимосвязь изобразительного, декоративного и конструктивного искусства с жизнью человека и окружающего мира.

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание курса целенаправленно отобрано и структурировано четырьмя тематическими разделами: мир растений, мир животных, мир человека и мир искусства. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы в условиях внутривидовой интеграции (рисование, аппликация, лепка, конструирование). Разнообразие тем и видов деятельности охватывает то, что близко и доступно ребенку - это мир природы, человека, искусства. Освоение содержания программы построено по спирально-концентрическому принципу от простого к сложному с учетом возрастных особенностей и возможностей  ребенка.

Работа осуществляется в малых группах от 2-х до 8 человек, что обусловлено особенностями детей с интеллектуальными нарушениями.

Программа рассчитана на 34 занятия.

Форма проведения занятий: индивидуально - групповая. На  индивидуальное занятие отводится 20 минут,  на  групповое – 30 минут. 

В программе применяются инновационные, нетрадиционные методы: проблемно-поисковые, элементы изотерапии; моделирование, манипулятивный рисовальный конструктор, защищенные патентами №№2378709, 2378710, 2378711, 2378712, 89901, которые способствуют развитию наглядно-образного мышления и сенсомоторики младших школьников.

Диагностический блок: 4 занятия, которые включают первичную и итоговую диагностику. Первичная диагностика проводится в начале обучения с целью выявления проблемных областей у конкретного ребёнка. Промежуточные результаты отслеживаются с помощью  наблюдения за активностью и самостоятельностью на занятиях, просмотра (анализа) выполненных упражнений. Итоговая диагностика проводится в конце курса для определения уровня достигнутых в процессе занятий положительных изменений. Динамика, результативность: проверяется с помощью  методик  С.Д. Забрамной, О.В. Боровик (для исследования наглядно-образного мышления - Разрезные картинки, Дорисуй, Прятки); Прогрессивные матрицы Равена.

Основными формами итогового контроля являются творческие работы, выставки.

Основной блок: 30 коррекционно-развивающих занятий.

Главной задачей упражнений является эксперимент с формой и материалом. Главным выразительным средством на занятиях является линия, штрих, пятно, форма, цвет, тон, объем. Работа с различными материалами не только позволяет оценить специфику их выразительных возможностей, но и позволяет корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, развивает мелкую моторику и глазо-двигательную координацию.

Темы занятий способствуют: 

  • знакомству детей со свойствами и качествами мира окружающих его форм – больших и маленьких, светлых и темных, простых и сложных, мягких и жестких, гладких и фактурных, узнаваемых и необычных;
  • приобретению навыков осмысленной композиционной работы, навыков работы с бумагой, ножницами, клеем, красками, графическими материалами и инструментами;
  • освоению пространственной формы, информации об искусстве.

Находясь в определенной ритмической последовательности, повторяясь, темы занятий расширяют сюжетный спектр и дают возможность детям связать разрозненные  впечатления в единое целое представление о явлении и предмете.

Используемые технологии:

В основе всех используемых в программе технологий лежат такие способы организации деятельности детей, которые обеспечивают им комфортные условия развития, учитывают их индивидуальные особенности и интересы:

  • личностно ориентированные технологии (в центре внимания личность ребенка, реализующего свои возможности); 
  • групповые технологии (организация совместных действий, коммуникаций, общения, взаимопонимания, взаимопомощи);
  • технологии творческой деятельности (организация совместной деятельности детей и взрослых);
  • игровые, способствующие овладению приемами межличностного общения, развивающие вербальные и невербальные средства коммуникации;
  • проблемно – поисковые методы, способствующие  развитию мышления; 
  • упражнения с практическими видами деятельности (изобразительной деятельностью, конструированием), способствующие развитию мелкой моторики рук, глазо-двигательной координации, комбинаторики.

Сочетание всех методов, форм, технологий приводит к развитию (коррекции) личностных качеств и познавательных процессов.

Результаты, выводы

Программа в своём первоначальном варианте проходила апробацию в рамках экспериментальной с 2016 года в школе VIII вида. За время эксперимента была выстроена эффективно действующая модель сопровождения детей с нарушениями. В 2017 году завершена корректировка (в соответствии с результатами апробации) планов-конспектов коррекционно-развивающих занятий к программе и полное внедрение программы в систему сопровождения детей с ОВЗ в разных учреждениях.

Систематический курс практических занятий носит деятельностный характер, построенный на межпредметной и  внутривидовой интеграции и имеет коррекционно-развивающую  направленность одновременного и поэтапного развития наглядно-образного мышления, связанного познавательной функцией, и формирования технических навыков средствами нетрадиционных изобразительных технологий, при которых ребенок расширяет представление об окружающем мире, таким образом, осуществляетсякомплексный подход в решении в образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач во внеурочной деятельности.

По результатам коррекционно-развивающей работы мы отмечаем динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоционально-мотивационный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений-стереотипов, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Показательны успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности.

Участие детей и победы в городских художественных выставках - конкурсах среди детей с нормальным психологическим статусом: «На космической волне», «Наряжаем елку вместе» - 2 победителя в младшей возрастной группе. 

Программа «Человек и окружающий мир» получила Диплом I степени Всероссийского конкурса «Панорама учебного сотрудничества - 2016», Москва.

Развивающие технологии в работе с детьми разного возраста и категорий (дошкольники, младшие школьники, дети с ОВЗ) с применением манипулятивного рисовального конструктора (авторская разработка), отмечены медалью «Н.И.Пирогов» Национальной премии «Элита российского образования» по итогом конкурса «Современные технологии раскрытия потенциала личности в образовании – 2018», Москва.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su