- Коровкина Татьяна Юрьевна
нет, педагог-психолог, МБОУ "Знаменская СОШ" отделение по дошкольному образованию №3, (Орёл)
- Савина Елена Александровна
Доктор психологических наук, Профессор , Университет Джеймса Мэдисона, (Харрисонбург)
- Филатова Ольга Сергеевна
нет, Педагог-психолог, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Покровский лицей», (Орёл)
Актуальность
Сегодня очень важно формировать у подрастающего поколения устойчивую культурную идентичность, чувство Родины и заложить фундамент духовно-нравственного самосознания. Кроме того, нужно обратить серьезное внимание на развитие у детей социально-эмоциональных умений, позволяющих понимать друг друга, устанавливать отношения сотрудничества и заботиться о других. На формирование этих качеств и умений и направлена разработанная нами программа «Широка страна моя родная: путешествие по России» для школьников 2 класса.
Основное содержание работы
Программа «Широка страна моя родная: путешествие по России» направлена на формирование у детей начальной школы патриотизма, морально-нравственных чувств и поведения, а также социально-эмоциональных умений и навыков. Она состоит из 4-х тематических модулей «Москва», «Якутия», «Чечня» и «Татарстан», каждый из которых включает 8-10 уроков. Программа включает подробные конспекты уроков, слайды с иллюстративным материалом, а также рабочую тетрадь. Она получила статус инновационной образовательной площадки, одобренной Институтом развития образования Орловской области, и проводится педагогами-психологами в рамках внеурочной деятельности в 8 школах г. Орла и Орловской области.
Инновационный характер программы заключается в интеграции патриотического, духовного и социально-эмоционального воспитания младших школьников. Школьники узнают духовные и культурные традиции народов, населяющих Россию и учатся чтить память своих предков. Программа формирует у школьников основы национальной идентичности, любовь к отечеству и желание сохранять его духовно-нравственные ценности. Школьники также учатся сотрудничать друг с другом, проявлять эмпатию и усваивают модели нравственного поведения
Занятия происходят в виде увлекательной игры в путешествие, в процессе которого школьники приобщаются к культуре и истории своей Родины, усваивают нравственные ценности и обучаются социально-эмоциональным навыкам. Методы обучения по программе включают проектную деятельность, дискуссии, ролевые игры, знакомство с произведениями искусства, моделирование и обсуждение личного опыта детей. Программа предусматривает вовлечение родителей к совместному с детьми изучению истории своей семьи и страны в целом.
Результаты
- Разработан учебно-методический комплекс для обучающихся 2 класса, включающий в себя конспекты занятий, рабочую тетрадь и рекомендации для родителей.
- Более 250 школьников городских и сельских школ приняли участие в данной программе.
- Программа прошла эмпирическую проверку эффективности. Так, у школьников расширился эмоциональный словарь, улучшилась способность к пониманию эмоций и ориентация на социокультурные нормы в поведении. Обучение по программе оказало положительное влияние на способность школьников учитывать позицию другого и сотрудничать друг с другом. Отмечен рост количества представлений, отражающих положительное отношение к своей Родине, и эти представления стали более аргументированными.