Номинация «Психологический инструмент года»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Широка страна моя родная: путешествие по России» (программа духовно-нравственного, патриотического и социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста)

Авторы:

Актуальность

Сегодня очень важно формировать у подрастающего поколения устойчивую культурную идентичность, чувство Родины и заложить фундамент духовно-нравственного самосознания. Кроме того, нужно обратить серьезное внимание на развитие у детей социально-эмоциональных умений, позволяющих понимать друг друга, устанавливать отношения сотрудничества и заботиться о других. На формирование этих качеств и умений и направлена разработанная нами программа «Широка страна моя родная: путешествие по России» для школьников 2 класса.  

Основное содержание работы

Программа «Широка страна моя родная: путешествие по России» направлена на формирование у детей начальной школы патриотизма, морально-нравственных чувств и поведения, а также социально-эмоциональных умений и навыков. Она состоит из 4-х тематических модулей «Москва», «Якутия», «Чечня» и «Татарстан», каждый из которых включает 8-10 уроков. Программа включает подробные конспекты уроков, слайды с иллюстративным материалом, а также рабочую тетрадь. Она получила статус инновационной образовательной площадки, одобренной Институтом развития образования Орловской области, и проводится педагогами-психологами в рамках внеурочной деятельности в 8 школах г. Орла и Орловской области.

Инновационный характер программы заключается в интеграции патриотического, духовного и социально-эмоционального воспитания младших школьников. Школьники узнают духовные и культурные традиции народов, населяющих Россию и учатся чтить память своих предков. Программа формирует у школьников основы национальной идентичности, любовь к отечеству и желание сохранять его духовно-нравственные ценности. Школьники также учатся сотрудничать друг с другом, проявлять эмпатию и усваивают модели нравственного поведения

Занятия происходят в виде увлекательной игры в путешествие, в процессе которого школьники приобщаются к культуре и истории своей Родины, усваивают нравственные ценности и обучаются социально-эмоциональным навыкам. Методы обучения по программе включают проектную деятельность, дискуссии, ролевые игры, знакомство с произведениями искусства, моделирование и обсуждение личного опыта детей. Программа предусматривает вовлечение родителей к совместному с детьми изучению истории своей семьи и страны в целом.

Результаты

  1. Разработан учебно-методический комплекс для обучающихся 2 класса, включающий в себя конспекты занятий, рабочую тетрадь и рекомендации для родителей.
  2. Более 250 школьников городских и сельских школ приняли участие в данной программе.
  3. Программа прошла эмпирическую проверку эффективности. Так, у школьников расширился эмоциональный словарь, улучшилась способность к пониманию эмоций и ориентация на социокультурные нормы в поведении. Обучение по программе оказало положительное влияние на способность школьников учитывать позицию другого и сотрудничать друг с другом. Отмечен рост количества представлений, отражающих положительное отношение к своей Родине, и эти представления стали более аргументированными.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе