Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Книга года по психологии»
Реферат проекта

«Психология формирования личности и коллектива в мире неопределенности» (коллективная монография)


Актуальность

Данная монография представляет собой результат коллективного творчества исследователей, посвятивших свои работы одной из проблем педагогической психологии, связанной с формированием личности и коллектива. Ее отличительной особенностью является то, что в ней рассматриваются вопросы социализации личности и коллектива в современном мире, характеризующимся высоким уровнем неопределенности. Монография может быть полезна теоретикам и практикам современного образования, занимающимся воспитанием и образованием личности и коллектива, а также их научным исследованием.

Ключевые слова: неопределенность; формирование; личность; коллектив; развитие; управление развитием.

Новизна

Монография посвящена решению проблемы психологии формирования личности и коллектива в мире неопределенности. Основное ее предназначение сводится к характеристике неопределенности условий современной социализации и образования, в которых происходит становление личности и коллектива. А также описанию стадий развития личности в онтогенезе, психологии возникновения девиаций личности и их нейропсихологической обусловленности и механизмов фасилитативного управления развитием личности и коллектива с применением различных психологических и образовательных технологий.

Для кого предназначена: монография может быть полезна теоретикам и практикам современного образования, занимающимся воспитанием и образованием личности и коллектива, а также их научным исследованием.

Активные социальные изменения, необходимость актуализации субъектной позиции личности в процессе онтогенеза, а также увеличение количества девиаций в молодежной среде обусловливают необходимость поиска психологических оснований, обеспечивающих понимание проблемы формирования личности и детского коллектива. Кроме того, становление личности и коллектива сегодня происходит в быстро меняющемся мире с незаданными ценностными ориентирами, многообразными вариантами социализации. Охарактеризовать такой мир становится возможным с точки зрения становления и развития его в неопределенности. Сегодня неопределенность выступает тем измерением, в котором разворачивается организация образовательного пространства, а также происходит социализация личности и коллектива. 

Монография посвящена решению проблемы психологии формирования личности и коллектива в мире неопределенности. Основное ее предназначение сводится к характеристике неопределенности условий современной социализации и образования, в которых происходит становление личности и коллектива, а также описанию стадий развития личности в онтогенезе, психологии возникновения девиаций личности и их нейропсихологической обусловленности и механизмов фасилитативного управления развитием личности и коллектива с применением различных психологических и образовательных технологий.

Представленная работа является коллективной монографией, инициатива в ее написании принадлежит сотрудникам кафедры психологии и педагогики Российского государственного гуманитарного университета. Среди них        С.Л. Антонова, Е.В. Бахадова, Е.А. Киселева, Е.Э. Кригер, Р.О. Орестов, Г.Б. Ховрина.  Над ее изданием работали также преподаватели кафедры специальной психологии РГГУ Г.А. Мишина, Е.М. Моргачева, других российских вузов – Д.В. Каширский (АлтГУ), А.А. Майер (ГГТУ). Сбор эмпирических данных осуществляли выпускники РГГУ П. Бирюкова, Я. Бубенщикова, А. Житина, М. Ляшенко, А. Митронина. 

Авторы монографии единодушно убеждены, что сегодня невозможно выделить какие-либо конкретные социальные детерминанты, обусловливающие становление личности и коллектива, в связи с чем обращаются к принципу неопределенности, сопровождающему многие социальные тенденции и проблемы. Это позволяет рассматривать становление личности и коллектива на основе понимания, что неопределенность обладает множественностью степеней свобод, создавая разнообразные векторы развития с не всегда запланированным результатом. Неопределенность делает мир хаотичным, следовательно, требует глубокой осмысленности происходящего и ясного видения направления вектора его развития.  Основной риск, с которым сталкиваются современный педагог, родитель или психолог, связан с утратой смысла в неопределенности и с погружением в бессмысленность хаоса. Чтобы это предупредить, необходимо хорошо понимать психологические закономерности становления личности и коллектива, уметь редуцировать хаос и переводить его в определенность. Этому и посвящена предлагаемая вашему вниманию книга.

Содержание работы

Монография состоит из трех глав, в которых изложены теоретические основы решения проблемы и его прикладные аспекты. В первой главе «Теоретические основы развития личности и коллектива в мире неопределенности» на основе авторского анализа обозначенной темы представлено ее теоретическое осмысление.  Глава посвящена характеристике ситуации неопределенности, возникающей в социализации и образовании личности, а также становлению и развитию личности в мире неопределенности. Авторы подробно рассматривают такие вопросы, как тенденции, придающие неопределенность современной социализации, модусы и содержание, задающие неопределенность в образовании; что лежит в основе становления ценностей личности и какие стадии онтогенеза проходит человек в своем личностном становлении; в чем проявляются особенности психологии девиантных подростков и какие нейропсихологические детерминанты обусловливают появление агрессивности у детей в период подросткового кризиса.

Во второй главе рассматриваются управленческие механизмы развития личности и коллектива в условиях образования. Особое значение здесь отводится фасилитативной педагогике как концепции построения образовательного взаимодействия и технологии развития и саморазвития субъекта в образовании.

Третья глава «Прикладные аспекты психологии образовательного менеджмента и благополучной социализации личности в отношениях, основанных на понимании другого и принятии вызова неопределенности», создана преимущественно преподавателями Российского государственного гуманитарного университета в совместных исследованиях со студентами в процессе выполнения выпускных квалификационных работ. Она содержит современные эмпирические данные, характеризующие особенности развития личности в различных возрастных периодах, становление которой происходит в многовариантном мире. Эту множественность задают выбор профессии, нахождение в инклюзивном образовании, киберсоциализация. Кроме того, здесь представлены материалы, отражающие технологии, позволяющие развивать у ребенка способность входить в неопределенность, выдерживать ее и выходить из нее. Среди них игра, арт-педагогика, экспериментальный психологический театр, профориентационные технологии. 

Монография может быть полезна психологам, педагогам, родителям и любым исследователям современного детства. Ее содержание может быть использовано при обучении студентов психолого-педагогических вузов, в системе повышения квалификации, практике образования. 

Доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики образования Е.Э. Кригер (РГГУ).


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 55 читателей
Бартош Алена ДмитриевнаСтатья очень актуальна на сегодняшний день, проблема рассмотрена с разных сторон. Спасибо авторам за их труд!
Берлома Влада ДмитриевнаСчитаю книгу очень интересной, нужной и полезной!
Семячкина Юлия Андреевнана мой взгляд, данная работа достаточно полно раскрывает затрагиваемую тему, и при этом имеет высокую актуальность в наше время. спасибо авторам.
Каштанов Игорь АнатольевичПозволяет увидеть тенденции в мире неопределенности
Хузина Марьям ГабденуровнаЗамечательная работа, актуальная для нашего времени!
Костина Мария ИгоревнаДействительно актуальная работа, затрагивающая темы личности и коллектива
Корнилова Яна ЕвгеньевнаРабота рассматривает актуальную проблему современности, отвечает на важные вопросы
Алексеев Артём АртуровичАктуальный для нашего времени проект, который будет интересен для всех.
Донских Юлия ВладимировнаПоддерживаю данный проект!!!!
Фролова Кристина АндреевнаОчень актуальная и интересная работа
Сорокина Алена ДмитриевнаАктуальная и интересная работа
Nnn Nnn NnnАктуальная работа, может быть многим интересна
Ядрец Евгения СергеевнаАктуально и интересно!
Никишина Анастасия ПетровнаСпасибо! Хорошо написано
Шинкарук Александра ВладимировнаМне интересна данная тематика в психологии
Осипова Ярославна ЕвгеньевнаПонравилось, очень интересно и познавательно!
Нефедова Алла Валерьевнаактуальность проблематики, которую обсуждают коллеги, несомненна
Сарафанникова Ангелина СергеевнаАктуальная книга, определенность в неопределенном мире.
Трофимова Юлия ВладимировнаКоллеги, однозначно поддерживаю ваше участие в конкурсе!
Парфенова Галина ЛеонидовнаМонография интересна разнообразием позиций на рассматриваемые проблемы. Современные эмпирические данные актуальны для разработки новых образовательных технологий.
Мотков Олег ИвановичАктуальная работа, так как только в ситуации неопределенности возможно творчество. В тоже время важна проблема меры неопределенности - всё д.б. в меру.
Лужбина Наталья АнатольевнаСовременный мир характеризуется неопределенностью, что повышает актуальность исследований в психологии. Наиболее остро встает проблема формирования личности и групп.
Абакарова Татьяна ВладимировнаИнтересный взгляд на неопределённостьчерез призму отечественной методологии
Шмойлова Наталья АлександровнаОчень актуальны темы неопределённости и психологического становления личности в современном мире
Алиева Лейла Агил кызыТема процесса социализации, которая раскрывается в данной монографии, давно привлекла моё внимание. Интересно взглянуть на эту проблему с точки зрения принципа неопределенности в нашем современном мире. Я считаю, это позволит повысить эффективность формирования личности и коллектива.
Сабирова Эльвина ИльгизовнаОчень интересная работа
Солдатова Юлия ИгоревнаДанная монография отличается не только актуальностью выбранной тематики, но и прикладной значимостью.
Бельмач Виктория ВладиславовнаАктуально на сегодняшний день для всех людей
Кирюшина Виктория ИвановнаВ монографии затронуты актуальные для современности проблемы, у том числе киберсоциализация. Мне как педагогу и психологу важны аспекты разрешения этих проблем. Кроме того, в книге нашли отражения темы, связанные с особенностями современного образования. Ответы на актуальные вопросы и хороший язык!
Зигаёв Владислав АндреевичКнига даёт возможность разобраться каковы особенности развития ценностей, самосознания, рефлексии и др. Так как я являюсь основателем и руководителем тренингового центра для меня очень важно понимание механизмов формирования личности в наше время. Чтобы понимать на что опираться в своей работе.
Голос из ВКонтакте
Кожевникова Елена ВикторовнаАктуальной в профессиональной деятельности выступают описанные в монографии механизмы развития личности в условиях образования.
Карташова Елена ЮрьевнаТочка зрения авторов монографии на неопределенность как движущую силу многих тенденций современности созвучна нашему взгляду.
Миротворцева Наталия ВалерьевнаИнтересные материалы, развивающие навык выдерживать неопределенность.
Белякова Анна НиколаевнаКнига полезна при самостоятельном обучении
Лепеха Татьяна АлександровнаИнформативно, может помочь в написании практической работы
Слатина Влада ВикторовнаОчень полезный материал в интересном изложении, который имеет высокое практическое значение.
Морозова Оксана АлексеевнаОчень интересно и познавательно! Можно использовать в практической работе
Бахадова Римма ХарисовнаПонравилось. как авторы раскрыли тему. На мой взгляд. очень интересно и познавательно.
Бахадов Чингиз ХарисовичГлубокий, интересный труд. Почерпнул для себя много нового и интересного.
Горлова Елена ЛеонидовнаАктуальность проблемы и многообразие поднятых тем
Двойнева Дарья ОлеговнаЗаинтересовала тема проекта
Левина Мария ВладимировнаОчень интересная работа
Петрухина Татьяна АлександровнаПонравились изложенные концепции
Закиров Артур МарсельевичСтатья очень интересная
Шашкова Анастасия ОлеговнаМне интересна данная тема
Стрелецкая Дарья Дмитриевнамне интересна эта тема
Бондарь Софья КонстантиновнаМне интересна эта тема
Тарасова Ирина АлексеевнаПредставлены интересные концепции
Ушакова Екатерина ЮрьевнаСовременные подходы к пониманию формирования личности, доступный к пониманию материал .
Жарова Ольга АлексеевнаКнига является важным инструментом в соединении теории с практикой.
Дарвиш Олеся БорисовнаАктуально. Очень интересная.

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su