«Особенности проектирования типовых задач формирования универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития» (учебно-методическое пособие)
Актуальность
Одной из основных задач современной системы образования является формирование у учащихся школ совокупности универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В реальной школьной практике учитель сталкивается с проблемой недостаточности методического сопровождения процесса проектирования типовых задач формирования (развития) универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР). Это связано с тем, что на практике состав учащихся с ЗПР, осваивающих содержание общего образования, оказывается неоднородным, что обуславливает определенную сложность разработки типовых задач и требует сочетания индивидуализации и дифференциации в данной работе на основе учета особенности познавательной деятельности данной категории детей. В то же время овладение универсальными учебными действиями дает учащимся с ЗПР возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся с ЗПР ориентироваться в различных предметных областях познания.
Новизна
Учитывая актуальность выделенной проблематики для профессиональной деятельности учителей, а именно развития их психолого-педагогических и методических компетенций, в учебно-методическом пособии отражены особенности проектирования типовых задач с учетом особого контингента учащихся – учащихся с ЗПР.
Содержание
Представленные в учебно-методическом пособии приемы разработки типовых задач отражают специфику деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение и воспитание детей с ЗПР в инклюзивном режиме. В учебно-методическое пособие включены типовые задачи, разработанные творческим коллективом учителей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Сатка, осуществляющих обучение и воспитание учащихся с задержкой психического развития в инклюзивном режиме, а также типовые задач, разработанные педагогическими работниками в ходе реализации модульного курса «Конструктор типовых задач». Содержание типовых задач выстроено на материале учебных предметов начального общего и основного общего образования обучающихся с ЗПР.
Практическая значимость
Представленные в пособии материалы можно также использовать как инструмент развития психолого-педагогической и методической компетенций у педагогов, непосредственно осуществляющих обучение и воспитание учащихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. Иными словами, представленная структура пособия отражает последовательность методических действий как отдельного педагога, так и школьного методического объединения по указанной выше проблематике.
Учебно-методическое пособие может также использоваться руководителями общеобразовательных организаций, обеспечивающими разработку, корректировку и реализацию образовательных программ различных уровней образования, а также педагогами, принимающими непосредственное участие в реализации указанных программ, что обусловлено введением профессионального стандарта педагога, в котором трудовое действие «Формирование универсальных учебных действий» входит в состав трудовой функции «Общепедагогическая функция. Обучение».
Работа над проектированием типовых задач формирования универсальных учебных действий у учащихся с ЗПР может быть отнесена к мероприятиям, обеспечивающим введение профессионального стандарта педагога.