«Окна в мир ребёнка: от принятия к пониманию» (психологический инструмент для групповой работы с родителями и педагогами)
Актуальность
В современных условиях у родителей наблюдаются трудности с безусловным принятием детей разного возраста в ситуациях проблемного поведения, в основе чего непонимание их психологических потребностей. Это ведет к нарушению взаимодействия родителей, педагогов с детьми. В связи с этим актуализируется потребность в осознавании того, каким образом можно научиться принимать и понимать ребенка как субъекта воспитания и развития. Разработка данного психологического инструмента отвечает на запросы, как родителей, так и профессионалов, и позволяет повысить их психолого-педагогическую компетентность.
Новизна проекта
Новизна заключается в использовании картин отечественных художников ХХ века в качестве проективного инструмента, действие которого аналогично действию метафорических ассоциативных карт.
Значимость проекта
Состоит в создании психологического инструмента, действие которого направлено на практическое овладение технологиями работы с использованием проективного художественного материала в разрешении проблем детско-взрослых отношений. Данный инструмент позволяет создавать безопасные условия для самоисследования и осознавания, что позволяет родителям, педагогам организовывать личностно-развивающее взаимодействие.
Цель разработки инструмента
Повышение родительской и профессиональной компетентности в области взаимодействия с детьми на основе эмоционального принятия.
Задачи
-
Дать представление об использовании художественных картин как инструмента принятия и понимания детей.
-
Сформировать основы родительской и профессиональной компетентности.
-
Способствовать пробуждению интереса и мотивации к поиску основ личностно-развивающего взаимодействия, их реализации на практике.
Основное содержание работы
Понять современных детей бывает трудно и сложно – они во многом совсем другие. Воспитывать их старыми методами практически нельзя. Воспитывать детей – это значит эмоционально принимать и понимать ребенка, что невозможно без знания его ведущих потребностей. Принятие – это базовая потребность ребенка – маленького человека, находящего в самом начале своего становления. Безусловно принимая все, что происходит с ребенком в каждый момент его жизни, взрослый помогает ребенку расти, развиваться, достигать, ощущая себя личностью.
Научиться эмоциональному принятию можно опосредованно –через настоящее искусство. В качестве проективного материала выступают картины художников с изображением детей в естественных жизненных ситуациях. Восприятие картин по принципу принятия / непринятия становится основой исследования собственного отношения к ребенку, которого взрослый персонифицирует для себя посредством художественного образа. Картины позволяют прояснить и осознать актуальные и прошлые переживания, связанные с детьми, собственные потребности, незавершенные внутренние процессы.
Использование психологического инструмента рассчитано на групповую работу, реализуемую как последовательное выполнение исследовательских, творческих заданий, включая другие психологические методы.
Результаты
-
повышение психолого-педагогической компетентности родителей, педагогов, психологов в области личностно-ориентированного взаимодействия;
-
повышение мотивации к осмыслению процессов воспитания и развития детей;
-
получение опыта исследования потребностей детей, их осознавания и поиска средств реализации.
Выводы
Погружение в процесс самоисследования позитивно влияет на родительскую и/или профессиональную компетентность, создает ситуации для рефлексии чувств, состояний, собственного детского опыта, вызванных художественными образами, актуализирует творческую переработку прошлого (непродуктивного) опыта взаимодействия с детьми.
Содержательные материалы Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени) Заинтересовал проект? Расскажите о нём: За этот проект
проголосовало: 30 читателей ▼12.03.2024 22:08:30Мазуренко Татьяна БорисовнаПсихологический инструмент, предлагаемый Анной Юрьевной очень практичен для работы с родителями, позволяет в процессе консультирования использовать арт-терапевтический подход для более глубокого понимания личности ребенка. 12.03.2024 22:08:30Бартенева Сенильга ЭмильевнаДорогая Анечка Юрьевна! Замечательный проект! Это вечная тема, к которой можно возвращаться не раз и находить новые подходы! Голос из ВКонтакте 12.03.2024 22:08:30Самохвалова Елена АлександровнаОчень познавательный и полезный проект, необходимый в использовании для педагогов и родителей. Анне Юрьевне успехов в работе! 12.03.2024 22:08:30Ахматова Юлия АлександровнаПроект актуальный в наше время. Родители и дети все дальше отдаляются друг от друга. Этот проект поможет наладить взаимосвязь между такими близкими людьми как ребенок и его родители. 12.03.2024 22:08:30Шарипова Снежана ВикторовнаПонравилось в проекте использование картин отечественных художников 20 в. , действие которого антологичный действию метафорических ассоциативных карт. 12.03.2024 22:08:30Крымова Юлия ВладимировнаОчень актуальная, живая тема! Интересная и, в тоже время, доступная для обывателей форма изложения! Вся информация может применяться в практической деятельности родители и педагогов. Большое спасибо автору! 12.03.2024 22:08:29Яковистенко Анастасия ДмитриевнаПрофессионально, грамотно, эффективно!!! Анна Юрьевна прекрасный специалист! Ее подход системный, целостный, что позволяет достигать высоких результатов!!! 12.03.2024 22:08:29Зиберт Елена АлександровнаПредлагаемый проект направлен на решение проблемы повышения родительской компетентности.Это эффективный инструмент для организации взаимодействия родителей и педагогов.Удивило и обрадовало использование картин отечественных художников в качестве метафорических карт. Благодарю Анну Юрьевну за содержательный проект! 12.03.2024 22:08:29Фесенко Галина ВикторовнаЭтот проект автора - для родителей ключик к сердцу ребенка, его пониманию и принятию. Как педагог с большим стажем, могу с уверенностью сказать, что не каждая картина побуждает ребенка к заинтересованному общению со взрослым. Здесь же мы видим удачно подобранные произведения искусства. Соприкасаясь с ними и ведя беседу, можно заполнить образовавшуюся пустоту между родителем и ребенком, показать, что его любят, ценят таким., какой он есть. Ведь современным детям так не хватает материнской любви, ласки, внимания. Буду рада сама попрактиковать этот метод по эмоциональному сближению с детьми. 12.03.2024 22:08:29Приходько Людмила ПетровнаСпасибо автору за необычный проект по аналогии с метафорическими ассоциативными картами. Реально действует, апробировано на группе педагогов. Позволяет повысить профессиональную компетентность и осмыслить свое отношение к детям и конкретному ребенку, особенно трудному. 12.03.2024 22:08:29Контарева Юлия ВалерьевнаМне понравился проект, в котором используются живописные произведения. Очень необычно. Стоит попробовать в работе с родителями. 12.03.2024 22:08:29Харьковская Ольга Игоревнаочень своевременная работа,помогает подобрать нужные приемы для работы с целью сформировать основы родительской и профессиональной компетентности. 12.03.2024 22:08:29Колесникова Наталья АлександровнаТема взаимодействия с родителями актуальна во все времена. Данный проект позволяет родителям быть не сторонними наблюдателями и слушателями на приеме у психолога, а активными участниками творческой переработки прошлого опыта их общения с детьми. Тем самым возрастает мотивация к осмыслению своего поведения и желанию изменить ситуацию к лучшему. 12.03.2024 22:08:29Буханцева Ольга ВикторовнаОчень нужная и своевременная книга для работы. Спасибо автору за подробное изложение, буду использовать в своей работе. |
| Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».
Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
| Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»
199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».
Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su | |
|