Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Метафорические карты "Роли и Взаимодействие"» (проективный инструмент для работы в области организационной психологии)


Актуальность

Постоянное профессиональное развитие человека имеет решающее значение для удовлетворения потребностей и ожиданий развивающихся рабочих мест. На своем карьерном пути люди больше не могут планировать всю трудовую жизнь в одной организации. Максимизация карьерного потенциала человека для повышения успеха организации требует системного подхода и постоянного анализа профессионального развития личности

Многие факторы влияют на благосостояние сотрудников, но одним из основных является то, как люди в организации работают вместе. И важным аспектом профессионального роста личности является степень удовлетворенности работой. Она выражается не только в таких осязаемых областях, как оплата труда, преимущества, рекламные возможности и условия труда, но также и в таких, как модели поведения в организации, которые влияют на корпоративную культуру как положительно, так и отрицательно. Это основы организационного поведения и важный компонент в мире бизнеса. 

Проведя анализ психологических инструментов, с которым можно работать в области организационной психологии и поведения, мы пришли к выводу, что их очень мало. А работа в любой организации, во многом, зависит от человеческого фактора. В любом коллективе каждый сотрудник занимает определенную место и «играет» определенную роль, а иногда и не одну. Строит свое взаимодействие с коллегами, руководством, самим собой, исходя из жизненного сценария и «проигрывания» данных ролей. Отсюда вытекает множество психологических процессов, которые могут быть явными и скрытыми, помогать и мешать в реализации цели как организации в целом, так и каждого индивидуума в ней. 

Так пришла идея создать инструмент, основная цель которого: это возможность увидеть структуру организации, распределение ролей в ней, способы их взаимодействия и др. 

Актуальность данного инструмента состоит в том, что, используя различные техники, упражнения и игры с картами «Роли и взаимодействие» («РиВ»), мы воспроизводим структуру ролей и взаимодействий в организации, проводим виртуальную тренировку, исследуя возможности изменений, принятия и осознания сложившейся ситуации. В процессе игры мы разбираем разнообразные рабочие ситуации, перемещаемся из настоящего в прошлое и будущее, путешествуем по линии карьеры; это позволяет проводить эксперименты с разными сценариями развития ситуаций и решения проблем – все происходит в безопасном пространстве метафоры, в мире, наполненном символическими образами. 

При помощи карт «РиВ» участники игры могут самостоятельно изучать свои собственные особенности и закономерности поведения в рабочей среде, взаимодействия с коллегами; свои роли в коллективе и то, как эти роли оказывают влияние на работу всей организации.

Задачи

Основные задачи, которые решаются при работе с картами «РиВ»:

  1. Создание для всех участников игры безопасной и доверительной атмосферы, формирование экологичного и ресурсного пространства.
  2. Организация взаимодействия, основанного на осознании личных границ всех участников, взаимной помощи и поддержки друг друга.
  3. Обеспечение каждому участнику пространства принятия его эмоций, реакций, страхов и особенностей поведения.

Форма реализации – карты. Но что же может быть визуализацией в структуре или системе разного рода человеческого взаимоотношений, и при этом не будет явно демонстрировать эти связи, а все-таки выводить на метафорический язык наше воображение?

Этапы работы

На наш взгляд метафору организационного поведения очень хорошо отражает взаимодействие животных. Ведь известно с детства, что у животных есть разные структуры организации («семьи», стаи, колонии, прайды и т.д.) с жестко прописанной структурой, иерархией и способами взаимодействия. Идея создания колоды прошла следующий путь реализации (срок реализации 1 год):

  1. Авторы нашли фотографа-анималиста Андрея Гудкова, который предоставил свои фото для демонстрации разного взаимодействия в животном мире, было отобрано всего 80 штук фото с разными видами животных. 
  2. Проанализировав большое количество учебников и статей по организационной психологии, придумали 40 «ролей» и 40 характеристик данных ролей. Слова помогают осознать роли и дать определения участникам, ситуациям и процессам.
  3. Опыт авторов колоды как тренеров, позволил им также создать 40 схем, отражающих различное взаимодействие элементов какой-либо системы. 

Результаты

В итоге получился инструмент, который состоит из 80 карт с фото, 80 слов (40 - роли и 40 - характеристики), 40 схем. Всего из данного количества карт, возможно, сделать несколько тысяч различных сочетаний. 

Метафорические ассоциативные карты «РиВ» создают коммуникационное пространство без оценок, соперничества и критики. Всё, что рассказывают участники игры, отражает их глубинные переживания и является уникальным, сугубо личным опытом. 

Работа с метафорическими ассоциативными картами не похожа на обычную карточную игру, в ней нет стратегии, нет проигравших и победителей, у карт нет закрепленных значений. Каждый игрок в процессе игры сам определяет для себя их смысл. Кто держит карту в руках, тот ее и интерпретирует, он «хозяин карты». У других участников и ведущего тоже возникает свой собственный сюжет и понимание смысла карты, но никто не должен указывать или подсказывать «хозяину карты» ее содержание.

При работе с метафорическими ассоциативными картами важно помнить:

  • каждый игрок уникален, и все мы отличаемся друг от друга; при рассматривании одной и той же карты или образа один увидит и почувствует не то, что другой;
  • работа при выборе закрытых карт более эффективна, т.к. спонтанность игроков при их описании позволяет включать в большей степени фантазию, нежели логику, это дает возможность преодолевать психологические защиты;
  • нет четко зафиксированного смысла карты, поэтому все сочиненные истории и ответы являются правильными;
  • если игроку не нравится карта, он может отказаться от нее и вытянуть другую, не объясняя причину;
  • нельзя перебивать и подсказывать другим игрокам, когда они рассказывают о своей карте, а также интерпретировать «чужие» карты;
  • можно задавать вопросы, чтобы прояснить то, что непонятно в рассказе игрока, вопросы должны помочь понять историю игрока, а не «допросить» его, так все участники могут выразить свою поддержку друг другу.

Представляем несколько техник работы с картами «РиВ», которые можно использовать для самостоятельного анализа своего опыта организационного поведения (Приложение 1).


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su