«Теремок» (программа психолого-педагогического сопровождения адаптации и развития детей раннего возраста к условиям детской образовательной организации)
Актуальность и значимость проекта
Важным событием последних лет стало принятие ФГОС ДО. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей.
Для малыша оно сопровождается изменением окружающей его среды, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, и от того как протекает процесс привыкания ребенка к этим изменениям, зависит его дальнейшее физическое, нервно-психическое и социальное развитие.
Родители также трудно переживают период адаптации своего чада к детскому саду: кардинальные изменение в поведении ребенка вызывают тревогу, мама переживает и расстраивается, а малыш интуитивно копирует эмоциональное состояние мамы, и процесс его адаптации проходит сложнее.
Именно по этой причине, так актуален вопрос тесного сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей в период адаптации малыша к ДОО.
Педагогическая литература в большей степени посвящена вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, этот вопрос раскрывается в трудах А. И. Жуковой, Н. М Аксариной, Н. И. Добрейцера, Р. В. Тонкова-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмера, В. Манова-Томовой, Н. Д.Ватутиной и др.
Анализ теоретической базы и данных практической исследовательской деятельности позволяют нам сделать вывод о том, что во избежание осложнений в начальной фазе адаптации детей к ДОУ, и с целью обеспечения оптимального ее протекания, необходима помощь педагога-психолога, слаженная и продуманная работа воспитателей с детьми и с родителями, создание благополучного микроклимата в детском саду. А грамотное психолого-педагогическое сопровождение интеллектуального развития ребёнка позволит ему своевременно, гармонично и всесторонне развиваться.
Несомненная значимость всего выше сказанного послужила основанием для разработки и апробации программы психолого-педагогического сопровождения адаптации и развития детей раннего возраста в условиях ДОО «Теремок».
Программа утверждена и реализована в МАДОУ «Детский сад» № 1 «Ласточка» города Елизово Камчатского края.
Данная программа нацелена на сохранение и укрепление здоровья малышей, поступивших в детский сад: помогает создать положительный эмоциональный настрой в груп¬пе, способствует налаживанию контакта между детьми и взрослыми, развивает общий кругозор малышей, формирует сенсорные и нравственные эталоны, а также способствует дальнейшему благополучному развитию ребенка в ДОО и в семьях.
Необходимо отметить, что в основу программы положена идея построения занятий на основе русской народной сказки «Теремок» и использования потешек, с целью организации общей и пальчиковой гимнастики для малышей. Текст сказки является авторским, некоторые игровые упражнения и стихотворения, также являются плодом воображения автора программы
Большинство родителей полны энтузиазма и мотивированы на обучение, воспитание и развитие своих детей, но вместе с тем, они мало осведомлены об особенностях психического развития детей, приемах и методах их развития, обучения и воспитания. Эту особенность также учитывает разработанная нами программа: специалисты в лице воспитателей и педагога – психолога предоставят семье квалифицированные консультации по вопросам развития, обучения, воспитания детей раннего возраста, дают рекомендации о способах формирования элементарных навыков самообслуживания, личной гигиены, путях социализации ребенка, для того чтобы обеспечить малышу безболезненный процесс адаптации, сохранить физическое и психическое здоровье, обеспечить своевременное развитие.
Новизна
Новизна программы заключается в новом взгляде на процесс адаптации детей раннего возраста к ДОО: расширено взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи – родители воспитанников имеют возможность получать квалифицированную помощь специалистов по вопросам благополучной адаптации и социализации детей раннего возраста; у родителей пополняется багаж психолого-педагогических знаний о развитии и воспитании детей раннего возраста.
Этапы работы
Реализация программы психолого-педагогического сопровождения адаптации и развития детей раннего возраста в условиях ДОО «Теремок» проходила в 3 этапа в период с 7 ноября 2016 года по 15 мая 2017 года.
Подготовительный этап реализации программы включал в себя диагностику уровня адаптированности детей раннего возраста к условиям ДОУ на начальном этапе адаптации. Кроме того, подготовительный этап также был направлен на психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам организации жизнедеятельности ребенка в ДОО, обучения, воспитания и развития детей раннего возраста. На этом же этапе проводилась тематическая консультативная работа педагога-психолога с воспитателями.
Второй этап включал проведение адаптационно-развивающих занятий с детьми группы №1 раннего возраста «Солнышко».
Занятия проводились два раза в неделю, по вторникам и четвергам, в период с 13.12.2016г. по 27.04.2017г. Общее количество занятий составило 35. Время, затрачиваемое на проведение одного занятия с детьми, составляет не более 10-15 минут.
Работа педагога – психолога строилась на доброжелательном отношении к каждому ребенку, индивидуальном и мотивационном подходе. С обеспечением единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса и в постоянном контакте с педагогами и родителями (законными представителями), консультируя их, по всем волнующим вопросам, объясняя тактику и стратегию воспитательно-образовательного процесса.
Третий этап состоял из итоговой диагностики детей, родителей и педагогов, по критериям, учитывавшимся при первичной диагностике.
Результаты
Полученные в ходе итогового диагностического обследования данные, позволяют нам сделать вывод, о том, что к концу срока реализации программы по адаптации и развитию детей раннего возраста «Теремок», было выявлено 71% детей имеющих высокий уровень адаптированности к условиям ДОО; у 29% детей уровень адаптированности был оценен как средний; детей с низкимуровнем адаптированности не выявлено.
По итогам реализации программы психолого-педагогического сопровождения адаптации и развития детей раннего возраста в условиях ДОО «Теремок», можно сделать следующие выводы: в группе раннего возраста созданы условия для успешной адаптации детей к ДОУ. В результате ведения психолого-педагогической работы с участниками воспитательно-образовательного процесса были достигнута основная цель программы - положительная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО, а также у малышей сформировались навыки взаимодействия со взрослыми и друг с другом, игровые навыки, начальные формы произвольного поведения, расширен запас знаний об окружающем мире: сенсорных эталонах, о животных, растениях.
Необходимо также отметить, что возникло тесное взаимодействие педагогов группы раннего возраста со специалистами детского сада в решении проблем адаптации детей, повышен уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.
Таким образом, можно сделать вывод о высокой результативности проводимой психолого-педагогической работы по адаптации и развитию детей раннего возраста в условиях ДОО, в процессе которой были улучшены такие важные показатели психического здоровья детей, как общий эмоциональный фон, улучшение показателей познавательной и игровой деятельности, положительные взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками.