- Банщикова Татьяна Николаевна
кандидат психологических наук, руководитель научно-образовательного центра психологического сопровождения личностно-профессионального развития, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», (Ставрополь)
- Соломонов Владимир Александрович
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, методологии и технологии образования психолого-педагогического факультета, Северо-Кавказский федеральный университет, (Ставрополь)
- Фомина Елена Алексеевна
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра психологического сопровождения личностно-профессионального развития, заведующий кафедрой педагогики, методологии и технологии образования, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», (Ставрополь)
Организация: ФГАОУ ВО "Северо-Кавказский федеральный университет"
Актуальность
Проблема роста агрессивных проявлений у субъектов профессиональной педагогической деятельности обусловлена целым комплексом обстоятельств, лежащих в различных плоскостях современной системы российского образования и общества в целом. Она так же созвучна проблемам бытия современного человека – динамично изменчивого, неопределенного, с кризисом нравственных ориентиров, что бросает вызов способности педагога правильно в нем ориентироваться, проявлять активность в достижении адекватной формы комфортности и оптимума своего бытия. В связи с чем, требует своей научной разработки вопрос о влиянии внешних и внутренних факторов инициирующих агрессивные проявления в профессиональной педагогической деятельности, роли осознанной саморегуляции в управлении агрессией, в соответствие с которой профессиональная успешность может рассматриваться как задача саморегуляции деятельности и конструктивного принятия решений в динамично меняющихся условиях жизнедеятельности.
Цель
Исследование было направлено на решение фундаментальной психологической проблемы – комплексное изучение роли осознанной саморегуляции в управлении агрессией, исследование влияния психологических, индивидуально-типологических, кросскультурных особенностей саморегуляции, в зависимости от которых агрессия принимает те или иные формы своего проявления.
Этапы исследования
По итогам первого этапа исследования расширены научные представления об осознанной саморегуляции как психологическом ресурсе управления агрессией, раскрыты содержательные характеристики агрессии, уточняющие и дополняющие существующие представления о данном явлении в гуманитарных науках. В методическом плане разработаны и обоснованы психологические приемы, процедура и методы исследования агрессивных проявлений и стратегий осознанной саморегуляции. На втором этапе эмпирического исследования изучены и описаны специфические (вариабельные, индивидуальные) механизмы саморегуляции агрессии, что позволило выявить взаимосвязь и взаимозависимость особенностей агрессивных проявлений со стилевыми особенностями осознанной саморегуляции. На третьем этапе исследования были изучены и описаны универсальные (общие) и специфические (вариабельные) механизмы саморегуляции агрессии у представителей определенной мононациональной группы, что позволит выявить влияние кросскультурного опыта на специфику выбора агрессивных проявлений и управления ими.
Результаты
Основные результаты исследования: впервые получены новые знания о кросскультурных различиях в развитии отдельных компонентов осознанной саморегуляции; показано влияние кросскультурного опыта на стилевые особенности саморегуляции и характер агрессивных проявлений; выявлены регуляторно-личностные ресурсы управления агрессией; установлено, что значимыми предикторами управления агрессией выступают показатели осознанной саморегуляции. Результаты проекта могут быть положены в основу фундаментальных и прикладных исследований в области психологии личности, педагогической, социальной психологии и определяют стратегию работы психологических служб образования, консультативных центров в решении задач управления агрессивными проявлениями субъектов образовательного процесса.