- Бабаева Юлия Давидовна
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии труда факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, (Москва)
- Богоявленская Диана Борисовна
доктор психологических наук, руководитель центра междисциплинарных исследований творчества и одаренности, Психологический институт РАО, (Москва)
- Брушлинский Андрей Владимирович
директор, Институт психологии РАН, (Москва)
- Дружинин Владимир Николаевич
доктор психологических наук, Институт психологии РАН, (Ярославль, Москва)
- Ильясов Ислам Имранович
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, (Москва)
- Калиш Ирина Викторовна
кандидат педагогических наук, ()
- Лейтес Натан Семенович
доктор психологических наук, главный научный сотрудник, Психологический институт РАО, (Москва)
- Матюшкин Алексей Михайлович
доктор психологических наук, заведующий лабораторией психологии одаренности, Психологический институт РАО, (Москва)
- Мелик-Пашаев Александр Александрович
доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории психологии одаренности, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, (Москва)
- Панов Виктор Иванович
доктор психологических наук, заведующий лабораторией экопсихологии развития, Психологический институт РАО, (Москва)
- Ушаков Дмитрий Викторович
доктор психологических наук, директор, Институт психологии Российской академии наук, (Москва)
- Холодная Марина Александровна
доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина, Институт психологии РАН, (Москва)
- Шадриков Владимир Дмитриевич
доктор психологических наук, кафедры общей и экспериментальной психологии, научный руководитель научно-учебной лаборатории психологии способностей департамента психологии факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», (Москва)
- Шумакова Наталья Борисовна
доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одаренности, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, (Москва)
- Юркевич Виктория Соломоновна
кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, Московский государственный психолого-педагогический университет, (Москва)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что при отсутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. Вместе с тем, выбор психодиагностических процедур и методов работы с одаренными детьми определяется исходной концепцией одаренности. Сложность решения этой задачи определяется наличием широкого спектра подчас противоречащих друг другу подходов к указанной проблеме, в которых трудно разобраться практическим работникам и родителям. В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей и работников народного образования, а также родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности.
СОЦИАЛЬНАЯ, НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Динамика общественной жизни Российского государства свидетельствует о возрастающей необходимости анализа имеющегося и роста интеллектуального потенциала общества, где центральное место занимает проблема детской одаренности. Создание соответствующей концепции является первой попыткой такого рода в нашей стране. Один из наиболее известных подходов к определению одаренности с выделением ее видов был предложен в 1972 г. американскими учеными. На ее основе строится (в основном) в настоящее время массовая практика в нашей стране, хотя теоретические основы этого подхода давно подверглись критике во всем мире, а диагностические процедуры себя не оправдали. Напротив, «Рабочая концепция одаренности» отражает результаты фундаментальных отечественных исследований, современные тенденции мировой науки, а также опыт работы с одаренными детьми. В целом, концепция является обобщением современного состояния знаний в области психологии одаренности, полученным в ходе совместной научной работы авторского коллектива. Практическое значение «Рабочей концепции одаренности» заключается, прежде всего, в том, что при ее наличии вместо выбора альтернатив, практик имеет дело с единой позицией, единой теоретической базой для решения ключевых проблем одаренности в своей конкретной работе.
ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ. В «Концепция» дается решение ключевых проблем психологии одаренности: определение одаренности, ее видов, путей идентификации и т.д.Определения понятия одаренности, данное в Концепции является определенным решением проблемы, поставленной еще Б.М. Тепловым, который понимал, что «В … характеристике личности, которую мы и называем одаренность, нельзя видеть простую сумму способностей: по сравнению со способностями, она составляет новое качество». Определение этого качества Теплов дает через указание на довольно широкую область признаков вплоть до духовности личности. Раскрытие понятия одаренности в Концепции позволяет отойти от представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества, что определяет ее неаддитивность входящим в нее компонентам. Система подразумевает процесс интеграции. В этот процесс вовлекается не только психологическая структура деятельности, которая выступает в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей, формирующей состав способностей, которые необходимы для ее успешной реализации, но и личностная сфера человека.
ЦЕЛИ. Разработка “Концепции” одаренности, отвечала цели создания научно-обоснованной теоретической базы для эффективной практической работы с одаренными детьми.
АУДИТОРИЯ, НА КОТОРУЮ РАССЧИТАН ПРОЕКТ. «Концепция» предназначена для всех работающих в области образования. Прежде всего, учителям и психологам-практикам, родителям, а также ученым и студентам.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ РАБОТЫ. Работа проводилась в 3 этапа:
1 этап – (январь- июнь 1998г.)- коллективное обсуждение и написание теста I варианта «Концепции»; 2 этап – (сентябрь 1998г. – октябрь 2003г.) – проведение конференций, встреч с учителями и психологами, работающими с одаренными детьми, и пр. Обсуждение их вопросов и замечаний. 3 этап – (ноябрь 2003г. – май 2004г.) – Написание и обсуждение II варианта «Концепции».В «Концепции» на основе теоретических положений отечественной психологии, разработаны так и определения основных принципов в решении задач выявления, обучения и развития одаренных детей. В Разделе 1дано определение понятия «Одаренность», «Детская одаренность».
«Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми (С.7).Даны описание признаков одаренности, виды одаренности, а также подробный анализ особенностей личности одаренного ребенка, природы возникающих у них проблем.В Разделе 2 сформулированы Принципы и дан анализ методам выявления, а также путей развития одаренных детейУказаны основные направление работы с одаренными детьми в сфере образования. В приложении даны рекомендации по профессионально-личностной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми.
РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЫВОДЫ.Представление об одаренности, изложенное в данной “Концепции”, в значительной степени расходится с привычным представлением об одаренности как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка: одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализовано индивидуальное дарование.Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка. Этим определяется и гуманистическая направленность Концепции, в которой особое внимание уделено бережному отношению к одаренному ребенку, предполагающему понимание не только преимуществ, но и трудностей, которые несет с собой его одаренность.