- Ануфриев Александр Федорович
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования Института педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет (Москва)
- Ферапонтова Мария Вячеславовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования Института педагогики и психологии, ФГБОУ ВО МПГУ (Москва)
- Чмель Виктор Иванович
преподаватель Центра дополнительного образования, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (Москва)
Организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет»
Актуальность
Во ФГОС и Профессиональных стандартах технологии осуществления психодиагностической деятельности являются неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки широкого круга специалистов (психологов, педагогов-психологов, педагогов, дефектологов и др.). Эффективное осуществление психодиагностической деятельности невозможно без развитого диагностического мышления, понимаемого как сложный многоэтапный процесс использования данных науки и личного опыта применительно к конкретному случаю из диагностической практики, основанный на знании типичных запросов и наиболее вероятных психологических причин. В целях повышения качества оказания психологической помощи населению указанными специалистами возникает необходимость создания автоматизированной компьютерной системы по формированию диагностического мышления, аналогов которой на сегодняшний день не отмечается в системе высшего и дополнительного профессионального образования.
Основное содержание работы
Автоматизированная компьютерная система (АКС) «PsyCase» является современным компьютерным тренажером с элементами искусственного интеллекта, работа над которым велась на протяжении 10 лет. АКС моделирует психодиагностическую деятельность, включает в себя 6 диагностических задач из практики работы специалиста в сфере образования. Она предъявляет запрос и по желанию пользователя, работающего с АКС, предоставляет ему данные анамнеза, результатов психодиагностического обследования, обеспечивает подтверждение и опровержения построенного диагностического заключения. Таким образом, студент или специалист, решающий диагностическую задачу, погружается в типичную профессиональную ситуацию и осваивает алгоритм ее верного решения, вместе с тем развивает свои профессиональные компетенции, в первую очередь, диагностическое мышление. АКС внедрена в профессиональную подготовку и повышение квалификации психологов и педагогов-психологов, прошла апробацию, доказала свою эффективность.
Результаты и выводы
Апробация АКС в учебном процессе показала ее преимущества перед ранее использовавшими образовательными технологиями и обеспечила:
- ускорение процесса формирования психодиагностической компетенции за счёт освоения алгоритма решения и накопления опыта;
- систематизацию и применение знаний из различных областей психологической науки: общей, возрастной, педагогической, социальной, дифференциальной и др.;
- рефлексию имеющегося психодиагностического опыта и расширение представлений;
- возможность реализации в очной и дистанционной форме обучения;
- расширение спектра освоенных цифровых технологий и их привлекательность для молодежи.
Современный вариант АКС является психодиагностическим инструментом, имеющим дальнейшие перспективы развития, т.к. существует возможность дополнять имеющееся количество диагностических задач и расширять их спектр; использовать обратную связь (кнопки «Баги», «Пауза», «Пожелания») для совершенствования процесса решения; применять для аттестации работающих специалистов.