«Чистый четверг» (цикл встреч по этическим проблемам в практике современного психолога)
Этические нормы – это те правила, которыми руководствуются психологи и психотерапевты в своей профессиональной деятельности. Они устанавливают границы взаимодействия, являются гарантией безопасности всех участников процесса. Воздействие на внутренний мир человека – сложный и часто травматичный процесс. Обе стороны, клиенты и специалисты понимают это в разной степени и в разной последовательности.
Психологи и психотерапевты, в силу своей профессиональной подготовки, изначально осознают степень своей ответственности и часто могут предвидеть особенности и последствия этого процесса. Различные психотерапевтичекие школы обладают своими методологическими подходами и инструментарием коррекции. Они преломляются сквозь призму личностных особенностей специалиста. С клиентом работает не школа, а человек.
Ожидания клиентов в процессе психокорекции также могут меняться: от оптимизма и предвкушения чуда до полного разочарования. Негативное отношение к психотерапии, часто является результатом внутреннего сопротивления, но ассоциируется при этом с личностью специалиста. Этому способствует интимность психокоррекции, необходимая для эффективной работы.
Этические нормы позволяют разграничить личное и профессиональное в общении с клиентом и минимизировать риски травматических искажений. Следовательно, специалисту необходимо не только знать Этический кодекс, но и уметь его использовать в различных ситуациях своей деятельности. В противном случае Этический кодекс из инструмента может превратиться в орудие.
Умение распознавать этические проблемы, обсуждать их с клиентами и остальными участниками процесса требует у специалистов особых навыков. Эта часть коммуникации обычно выпадает в ходе профессиональной подготовки специалиста.
История и задачи проекта
В октябре 2019 года Координационный Совет Гильдии психотерапии и тренинга поддержал предложение Этического Комитета Гильдии об открытии нового проекта «Чистый четверг». «Чистый четверг» — это интерактивное обсуждение этических вопросов, возникающих в процессе практической профессиональной деятельности специалистов помогающих практик.
Цель
Цель проекта: научиться использовать и применять нормы Этического кодекса в своей практической деятельности.
Задачи проекта
- Научиться распознавать ситуации, требующие обращения к Этическому кодексу.
- Научиться разбирать самостоятельно случаи нарушения Этического кодекса.
- Научиться использовать Этический кодекс, как инструмент защиты в своей профессиональной деятельности.
- Дать возможность клиентам использовать Этический кодекс для получения качественной помощи от специалистов помогающих практик.
Описание проекта
Начиная с декабря 2019 года, раз в месяц (каждый третий четверг месяца) все специалисты, интересующиеся обсуждением этических вопросов, приглашались на интерактивную дискуссию. Продолжительность каждой встречи – 2 астрономических часа с 18 до 20 по Москве.
До введения карантинных мероприятий специалисты работали в режиме открытой группы. После введения режима самоизоляции мы перешли в онлайн режим. Некоторое время мы встречались в смешанном формате: часть участников дискуссии собиралась «вживую», часть оставалась в онлайне. Из-за усиления пандемии ноябрьскую и декабрьские встречи проводили только онлайн. Онлайн режим расширил географию участников. К группе смогли присоединиться не только коллеги из разных городов, но и русскоговорящие специалисты из других стран (Казахстан, Узбекистан, Украина. Планируют присутствовать также психологи из Финляндии и Франции). В общей сложности в наших встречах участвовало около 100 человек.
Модератором дискуссии являлась руководитель Этического Комитета Гильдии психотерапии и тренинга, Кулёва Елена Борисовна. Темы для обсуждения объявлялись не менее чем за неделю до начала встречи. Этический Комитет был и остается открытым к приёму заявок от специалистов и клиентов. В том случае, если вопросов не возникало, Этический комитет оставлял за собой право предложить свои темы для обсуждения. В процессе дискуссии удавалось обсудить и спонтанно возникающие у участников группы запросы.
В нашей работе акцент ставится на интерактивность. Мы сознательно избегаем менторского обучения тому, «как надо» и «как не надо», «как правильно» и «как не правильно». Хотим мы того или не хотим, но всё, что связано с этикой очень часто носит оценочный характер. Любое оценивание травматично или (и) манипулятивно. Поэтому обсуждение этических аспектов является конфликтогенной коммуникативной зоной. Забавно, но почти каждый новый участник говорил сакраментальную фразу: «Если дело дойдет до суда, то..». И нам приходилось раз за разом отвечать: «Цель наших встреч – так выстраивать обсуждение этических вопросов, чтобы не доводить дело до суда». Следовательно, очень важен личный опыт обсуждения, прояснения и объяснения своей этической позиции. Он повышает стрессоустойчивость и гибкость. Именно этот опыт, полученный в группе, дает возможность специалисту использовать этические нормы для повышения своей эффективности в работе.
Промежуточные результаты проекта
Давайте рассмотрим основные темы дискуссий этого года. Обсуждая некоторые вопросы, мы не успевали прийти к согласию в течение одной встречи и продолжали дискуссию на следующих.
- Профессиональная этика и корпоративная поддержка.
- Мировоззрение психотерапевта и эффективность психотерапии.
- Авторское право и заимствование в профессиональной деятельности.
- Этические нормы и правила общения в социальных сетях.
- Обсуждение дополнений в Этический Кодекс в условиях онлайн работы.
- Как реагировать на негативные отзывы в интернет-пространстве. Что делать если клиент недоволен работой специалиста.
- Профессиональная этика в экспертных оценках.
- Хитросплетениям финансовых вопросов в оказании психологической помощи.
- Разработка общих рекомендаций по составлению информированного согласия между специалистом и клиентом.
Самым большим достижением «Чистого четверга» можно считать обсуждение изменений Этического Кодекса. Гильдия психотерапии и тренинга – первое профессиональное сообщество дополнившая содержание Этического кодекса для работы в условиях онлайн. Изменения в Кодекс вносились максимально корректно: сначала они обсуждались практикующими специалистами из разных профессиональных школ, потом обсуждались и утверждались на Координационном Совете Гильдии психотерапии и тренинга.
Выводы, к которым мы пришли на наших встречах, освещались в социальных сетях, публиковались на сайте Гильдии психотерапии и тренинга. Мы благодарны «Психологической газете» за внимание к нашему проекту. О результатах нашей работы были опубликованы статьи: «Этические вопросы: психолог в онлайн-пространстве», «Психотерапевты обсудили вопросы этики и эффективности», «Негативный отзыв: куда обращаться клиентам и как реагировать психологам?», «Изменения Этического кодекса Гильдии психотерапии и тренинга – онлайн-консультации», «О денежных вопросах и финансовых отношениях с клиентами».
- Этический кодекс Гильдии психотерапии и тренинга (с дополнениями по итогам проекта «Чистый четверг»)
- Кулёва Е.Б. «Изменения Этического кодекса Гильдии психотерапии и тренинга: онлайн-консультации» // «Психологическая газета»
- Кулёва Е.Б. «Что делать, если клиент недоволен работой специалиста?» // «Психологическая газета»
- «Негативный отзыв: куда обращаться клиентам и как реагировать психологам?» // «Психологическая газета»
- Кулёва Е.Б. «Этические вопросы: психолог в онлайн-пространстве» // «Психологическая газета»
- Кулёва Е.Б. «Психотерапевты обсудили вопросы этики и эффективности» // «Психологическая газета»
- Кулёва Е.Б. «"Чистый четверг" – обсуждение этических вопросов» // «Психологическая газета»
- Кулёва Е.Б. «О дополнениях к Этическому кодексу Гильдии психотерапии и тренинга» // «Психологическая газета»
- Кулёва Е.Б. «О денежных вопросах и финансовых отношениях с клиентами» // «Психологическая газета»
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте