- Кулёва Елена Борисовна
руководитель, психологический центр «Бастет» (Санкт-Петербург)
Этические нормы – это те правила, которыми руководствуются психологи и психотерапевты в своей профессиональной деятельности. Они устанавливают границы взаимодействия, являются гарантией безопасности всех участников процесса. Воздействие на внутренний мир человека – сложный и часто травматичный процесс. Обе стороны, клиенты и специалисты понимают это в разной степени и в разной последовательности.
Психологи и психотерапевты, в силу своей профессиональной подготовки, изначально осознают степень своей ответственности и часто могут предвидеть особенности и последствия этого процесса. Различные психотерапевтичекие школы обладают своими методологическими подходами и инструментарием коррекции. Они преломляются сквозь призму личностных особенностей специалиста. С клиентом работает не школа, а человек.
Ожидания клиентов в процессе психокорекции также могут меняться: от оптимизма и предвкушения чуда до полного разочарования. Негативное отношение к психотерапии, часто является результатом внутреннего сопротивления, но ассоциируется при этом с личностью специалиста. Этому способствует интимность психокоррекции, необходимая для эффективной работы.
Этические нормы позволяют разграничить личное и профессиональное в общении с клиентом и минимизировать риски травматических искажений. Следовательно, специалисту необходимо не только знать Этический кодекс, но и уметь его использовать в различных ситуациях своей деятельности. В противном случае Этический кодекс из инструмента может превратиться в орудие.
Умение распознавать этические проблемы, обсуждать их с клиентами и остальными участниками процесса требует у специалистов особых навыков. Эта часть коммуникации обычно выпадает в ходе профессиональной подготовки специалиста.
История и задачи проекта
В октябре 2019 года Координационный Совет Гильдии психотерапии и тренинга поддержал предложение Этического Комитета Гильдии об открытии нового проекта «Чистый четверг». «Чистый четверг» — это интерактивное обсуждение этических вопросов, возникающих в процессе практической профессиональной деятельности специалистов помогающих практик.
Цель
Цель проекта: научиться использовать и применять нормы Этического кодекса в своей практической деятельности.
Задачи проекта
- Научиться распознавать ситуации, требующие обращения к Этическому кодексу.
- Научиться разбирать самостоятельно случаи нарушения Этического кодекса.
- Научиться использовать Этический кодекс, как инструмент защиты в своей профессиональной деятельности.
- Дать возможность клиентам использовать Этический кодекс для получения качественной помощи от специалистов помогающих практик.
Описание проекта
Начиная с декабря 2019 года, раз в месяц (каждый третий четверг месяца) все специалисты, интересующиеся обсуждением этических вопросов, приглашались на интерактивную дискуссию. Продолжительность каждой встречи – 2 астрономических часа с 18 до 20 по Москве.
До введения карантинных мероприятий специалисты работали в режиме открытой группы. После введения режима самоизоляции мы перешли в онлайн режим. Некоторое время мы встречались в смешанном формате: часть участников дискуссии собиралась «вживую», часть оставалась в онлайне. Из-за усиления пандемии ноябрьскую и декабрьские встречи проводили только онлайн. Онлайн режим расширил географию участников. К группе смогли присоединиться не только коллеги из разных городов, но и русскоговорящие специалисты из других стран (Казахстан, Узбекистан, Украина. Планируют присутствовать также психологи из Финляндии и Франции). В общей сложности в наших встречах участвовало около 100 человек.
Модератором дискуссии являлась руководитель Этического Комитета Гильдии психотерапии и тренинга, Кулёва Елена Борисовна. Темы для обсуждения объявлялись не менее чем за неделю до начала встречи. Этический Комитет был и остается открытым к приёму заявок от специалистов и клиентов. В том случае, если вопросов не возникало, Этический комитет оставлял за собой право предложить свои темы для обсуждения. В процессе дискуссии удавалось обсудить и спонтанно возникающие у участников группы запросы.
В нашей работе акцент ставится на интерактивность. Мы сознательно избегаем менторского обучения тому, «как надо» и «как не надо», «как правильно» и «как не правильно». Хотим мы того или не хотим, но всё, что связано с этикой очень часто носит оценочный характер. Любое оценивание травматично или (и) манипулятивно. Поэтому обсуждение этических аспектов является конфликтогенной коммуникативной зоной. Забавно, но почти каждый новый участник говорил сакраментальную фразу: «Если дело дойдет до суда, то..». И нам приходилось раз за разом отвечать: «Цель наших встреч – так выстраивать обсуждение этических вопросов, чтобы не доводить дело до суда». Следовательно, очень важен личный опыт обсуждения, прояснения и объяснения своей этической позиции. Он повышает стрессоустойчивость и гибкость. Именно этот опыт, полученный в группе, дает возможность специалисту использовать этические нормы для повышения своей эффективности в работе.
Промежуточные результаты проекта
Давайте рассмотрим основные темы дискуссий этого года. Обсуждая некоторые вопросы, мы не успевали прийти к согласию в течение одной встречи и продолжали дискуссию на следующих.
- Профессиональная этика и корпоративная поддержка.
- Мировоззрение психотерапевта и эффективность психотерапии.
- Авторское право и заимствование в профессиональной деятельности.
- Этические нормы и правила общения в социальных сетях.
- Обсуждение дополнений в Этический Кодекс в условиях онлайн работы.
- Как реагировать на негативные отзывы в интернет-пространстве. Что делать если клиент недоволен работой специалиста.
- Профессиональная этика в экспертных оценках.
- Хитросплетениям финансовых вопросов в оказании психологической помощи.
- Разработка общих рекомендаций по составлению информированного согласия между специалистом и клиентом.
Самым большим достижением «Чистого четверга» можно считать обсуждение изменений Этического Кодекса. Гильдия психотерапии и тренинга – первое профессиональное сообщество дополнившая содержание Этического кодекса для работы в условиях онлайн. Изменения в Кодекс вносились максимально корректно: сначала они обсуждались практикующими специалистами из разных профессиональных школ, потом обсуждались и утверждались на Координационном Совете Гильдии психотерапии и тренинга.
Выводы, к которым мы пришли на наших встречах, освещались в социальных сетях, публиковались на сайте Гильдии психотерапии и тренинга. Мы благодарны «Психологической газете» за внимание к нашему проекту. О результатах нашей работы были опубликованы статьи: «Этические вопросы: психолог в онлайн-пространстве», «Психотерапевты обсудили вопросы этики и эффективности», «Негативный отзыв: куда обращаться клиентам и как реагировать психологам?», «Изменения Этического кодекса Гильдии психотерапии и тренинга – онлайн-консультации», «О денежных вопросах и финансовых отношениях с клиентами».