«Тренинг распознавания эмоций» (реабилитационная программа)
Актуальность новизна и значимость проекта
Тренинг распознавания эмоций разработан для людей, проявляющих интерес к пониманию собственных эмоций, желающих анализировать собственные переживания и состояния, а так же стремящихся развивать эмоциональное восприятие. Данный тренинг активно применяется в работе с людьми, у которых имеются трудности в распознавании эмоций в виду функциональных нарушений нервной системы, а так же в виду психических расстройств. Умение распознавать эмоции и анализировать собственные состояния обеспечивает возможность нормального функционирования в социальной среде, позволяет управлять своими эмоциональными реакциями, улучшает стрессоустойчивость, дает возможность адекватно реагировать на жизненные ситуации.
Разработанный тренинг включает в себя новый теоретический и практический подход к решению проблемы распознавания и понимания эмоций, в своей теоретической основе метод опирается на концепцию А.Р. Лурия о системной организации психических функций, формировании их в процессе онтогенеза и возможности динамически перестраиваться в зависимости от конкретной задачи, а так же на принцип восстановительного обучения.
В теоретической части последовательно проводится анализ не только смыслового компонента эмоционального переживания, отражающего определенную деятельность индивида, в соответствии с теорией деятельности А.Н.Леонтьева, но и определяется пространственное расположение базисных эмоций, исходя из психофизиологических коррелят эмоциональных процессов. Практическая часть тренинга состоит из двух частей, первая строится на анализе эмоций опираясь на акустическое и визуальное восприятие, с последующим переходом на уровень вербально-логического мышления, работая с текстами и сюжетными картинами. Вторая часть тренинга способствует развитию произвольного выражения эмоций.
Этапы работы
Вводная часть: приветствие и знакомство участников группы, проговаривание правил работы группы, определение темы занятия и цели работы.
Построение карты: определение базисных эмоций и размещение их на прямоугольной системе координат опираясь на психофизиологические корреляты эмоциональных процессов.
Анализ содержания эмоций и способов их выражения: на данном этапе проводится содержательное описание эмоциональных переживаний, а так же проводится различия в понимании эмоций, чувств и состояний. При определении эмоций участники стараются определить силу, продолжительность и валентность эмоциональных переживаний и установить их в системе координат, опираясь на субъективный опыт.
Анализ эмоций, опираясь на акустическое восприятие: данное упражнение позволяет закрепить восприятие эмоций на слух, а так же проработать интонационно собственную речь, подстраивая свой голос под ту эмоцию, которую участник вкладывает в произносимую фразу.
Анализ эмоций, опираясь на зрительное восприятие: данное упражнение предоставляет возможность научиться распознавать эмоции людей во внешнем проявлении, по выражению лица, жестикуляции, позам.
Анализ проявления эмоций в поведении, опираясь на рассказ: данное упражнение позволяет связывать социальные ситуации с эмоциональным переживанием персонажей.
Анализ проявления эмоций в поведении, опираясь на сюжетные картинки: в данной части тренинга участники строят понимания сюжета, исходя из анализа эмоциональных переживаний героев картин.
Чтение текстов и стихов.
Данное задание выполняется при совместном чтении произведения по ролям, где участники сначала последовательно анализируют чувственные переживания выбранного ими персонажа, а далее читают текст с необходимой интонацией и мимикой, опираясь на разработанную карту.
Реультаты
Данный тренинг многократно был проведен в клинических условиях с пациентами, имеющими психические расстройства, его результаты имеют высокую эффективность не только в расширении способности к распознаванию эмоций и формированию навыка социального взаимодействия, но так же и в познавательной сфере деятельности, так как формируют устойчивый интерес к проделываемой работе, что позволяет преодолевать негативную симптоматику пациентов и другие функциональные нарушения нервной системы, вызванные болезнью.