- Петухова Людмила Ивановна
кандидат психологических наук, практикующий психолог, психологический центр "Счастливые люди" (Москва)
- Курдюкова Марина Леонидовна
клинический психолог, Медицинский центр "Здравие PRO" г. Москвы (Москва)
Организация: энио центр "Цветок жизни"
Актуальность
«Поле реальности» – это психотерапевтическая методика работы с психологическими картами и схемами, которая имеет структуру рассмотрения запроса, базирующуюся на классическом транзактном анализе. Для этой методики карты созданы как терапевтический инструмент с дополнительными схемами для более углубленной проработки, что делает эту методику новым вариантом аналитической работы без травмирующего погружения в воспоминания, работая в “игровой” форме. Карты, выложенные на схеме, позволяют визуализировать запрос клиента, выстраивая его «поле реальности» (бессознательную картину), тестируя с внутренним восприятием (сознательную) и сопоставлять их, приводя к единому видению. Тем самым разрешается психологический конфликт.
Рождение данной методики было обусловлено необходимостью иметь практический инструмент, создающий активное включение и участие в работу человека или группу людей, обратившихся за помощью. Тем самым целью стало – создание универсальной методики для психологов, специалистов помогающих профессий, способной популяризировать психологию, завоевать признание и достойное место в различных сферах деятельности.
Актуальность данной методики состоит в том, что благодаря сочетанию психологических карт и схем (7 колод и 18 схем), рождается поле, выложенное человеком, которое помогает открыть творческие способности, раскрыть тему проблемы и найти новые пути решения, выстраивая последовательность алгоритмов (их бесконечное множество без повторений), имеющих связь между собой в процессе работы.
Методика дает возможность увидеть весь спектр скрытых невербальных посланий, получаемых каждым человеком в жизни. С ее помощью можно диагностировать, показывать различия и совпадения поля реальности между внутренним и внешним, реальным и вымышленным, осознаваемым и неосознаваемым, проводить работу над изменениями до получения желаемого результата в достаточно короткий срок (от 1-й сессии до 10-ти), в зависимости от контракта между специалистом и человеком.
Работа с данной методикой очень экологично и безопасно вводит человека в рассмотрение темы запроса, позволяя самостоятельно, взяв на себя ответственность, видеть картину своей жизни, тем самым сделать выбор, определяющий его дальнейшие события в сопровождении специалиста.
Задачи
Образовательные: обучить студентов, психологов, коучей, медиаторов и специалистов помогающих профессий новым навыкам ведения практической работы, повысив уровень квалификации и профессионализма.
Коррекционно-развивающие: скорректировать и развить психологические особенности личности, повысив эмоциональный интеллект, создав новые навыки позитивного мышления, реагирования и поведения. Создать для личности ресурс, способы саморегуляции, саморазвития, самосовершенствования и самоисцеления.
Медиативные: создать условия для урегулирования конфликтов, экологичных коммуникации, и выработать внутренний гармоничный стиль личности и взаимоотношений в любой среде.
Методика состоит:
- из набора 7-ми взаимодополняющих, системных и структурированных колод:
- Колода «Я» (115 шт), с изображением российских лиц
- Колода «Жесты» (97 шт) жесты рук, встречающиеся во всем мире
- Колода «Движения» (75 шт), изображающая позы ног (несущие невербальную информацию тела)
- Колода «Плюс/Минус» (75 шт) — текстовые карты
- Колода «Послания, приказания/Разрешения» (70 шт) – текстовые карты с родительскими посланиями и разрешения
- Колода «Драйверы» (25 шт) – текстовые карты
- Колода «Аффирмации» (61) ресурсные карты, с изображением пейзажных картинок и текста;
- 18-ти схем с основными психотерапевтическими понятиями;
- методического пособия.
Основные процессы работы:
- выявление модели эго-состояний, используя колоду «Я»;
- определение жизненных позиций, используя колоду «Плюс/Минус»;
- выявление родительских посланий, используя колоду «Послания и приказания/Разрешения»;
- определение ведущих драйверов, используя колоду «Драйверы»;
- сбор дополнительной диагностической информации, используя колоды «Жесты» и «Движения»;
- определение жизненного сценария;
- выявление игр;
- рассмотрение драматических треугольников и дополнительных схем;
- выбор аффирмаций для создания ресурса и накопления банка «поглаживаний», используя колоду «Аффирмации»;
- используя диагностический материал, по запросу клиента, переходим в терапию, применяя колоды по выбору;
- осознавание личностных ролей, жизненного сценария, повторяющихся паттернов поведения и эмоционального реагирования, благодаря визуализации, созданной картами и схемами в виде поля реальности человека здесь и сейчас;
- создание собственной желаемой модели личности и жизни.
Структура сессии в формате психотерапии, консультирования или коучинга:
- Интервью и заключение контракта
- Выбор карт клиентом и схем
- Диагностическая фаза
- Консультационная (терапевтическая, коучинговая, медиативная) фаза
- Обратная связь
- Подведение итогов.
Предварительно с человеком оговаривается вариант работы с картами в открытую или в закрытую, подбираются схемы. По окончании сессии карты и схемы фотографируются и записываются выводы работы. В формате семинара, терапевтических групп, коучинга и тренингов структура зависит от конкретного запроса и задач.
Результаты и выводы
Методика проходила апробирование в рамках практической, экспериментальной работы с людьми, обратившимися за помощью. Ими было дано согласие на обработку полученного материала и публикации результатов. После проведения нескольких сессий по методике «Поле реальности» с этими людьми, было отмечено улучшение психоэмоционального состояния, повышение психологической грамотности, саморегуляции, самосовершенствования, выработка навыков грамотного общения и построения экологичных отношений, появилось чувство уверенности, повысилась самооценка, кардинально изменилось физическое самочувствие и желание двигаться к качественно лучшей жизни.
Данная методика на протяжении двух лет научно-исследовательской работы показала позитивные результаты эффективного и качественного улучшения не только психоэмоционального состояния, а общего улучшения качества жизни как у отдельных личностей, так и в организациях, обратившихся за помощью.
Создано методическое пособие с учетом программы повышения квалификации. В нем собраны все необходимые материалы для обучения и освоения методики.
Методика «Поле реальности» была представлена на конгрессах, конференциях в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Анапе, Екатеринбурге, Севастополе, Орле, получив благодарственные письма, положительные отзывы и признание.
По методике «Поле реальности» уже работают коллеги в городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Краснодар, Анапа, Иваново, Рязань, Липецк, Киев, Севастополь, Симферополь, Амстердам, Лондон, Берлин.
Многочисленные отзывы и благодарность говорят нам о том, что методика приносит свои позитивные плоды, она может быть применима в различных областях деятельности, помогая людям лучше узнать себя и окружающих, получить необходимые знания и умения для развития.