Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Книга года по психологии»
Реферат проекта

«Психология формирования личности и коллектива в мире неопределенности» (коллективная монография)


Актуальность

Данная монография представляет собой результат коллективного творчества исследователей, посвятивших свои работы одной из проблем педагогической психологии, связанной с формированием личности и коллектива. Ее отличительной особенностью является то, что в ней рассматриваются вопросы социализации личности и коллектива в современном мире, характеризующимся высоким уровнем неопределенности. Монография может быть полезна теоретикам и практикам современного образования, занимающимся воспитанием и образованием личности и коллектива, а также их научным исследованием.

Ключевые слова: неопределенность; формирование; личность; коллектив; развитие; управление развитием.

Новизна

Монография посвящена решению проблемы психологии формирования личности и коллектива в мире неопределенности. Основное ее предназначение сводится к характеристике неопределенности условий современной социализации и образования, в которых происходит становление личности и коллектива. А также описанию стадий развития личности в онтогенезе, психологии возникновения девиаций личности и их нейропсихологической обусловленности и механизмов фасилитативного управления развитием личности и коллектива с применением различных психологических и образовательных технологий.

Для кого предназначена: монография может быть полезна теоретикам и практикам современного образования, занимающимся воспитанием и образованием личности и коллектива, а также их научным исследованием.

Активные социальные изменения, необходимость актуализации субъектной позиции личности в процессе онтогенеза, а также увеличение количества девиаций в молодежной среде обусловливают необходимость поиска психологических оснований, обеспечивающих понимание проблемы формирования личности и детского коллектива. Кроме того, становление личности и коллектива сегодня происходит в быстро меняющемся мире с незаданными ценностными ориентирами, многообразными вариантами социализации. Охарактеризовать такой мир становится возможным с точки зрения становления и развития его в неопределенности. Сегодня неопределенность выступает тем измерением, в котором разворачивается организация образовательного пространства, а также происходит социализация личности и коллектива. 

Монография посвящена решению проблемы психологии формирования личности и коллектива в мире неопределенности. Основное ее предназначение сводится к характеристике неопределенности условий современной социализации и образования, в которых происходит становление личности и коллектива, а также описанию стадий развития личности в онтогенезе, психологии возникновения девиаций личности и их нейропсихологической обусловленности и механизмов фасилитативного управления развитием личности и коллектива с применением различных психологических и образовательных технологий.

Представленная работа является коллективной монографией, инициатива в ее написании принадлежит сотрудникам кафедры психологии и педагогики Российского государственного гуманитарного университета. Среди них        С.Л. Антонова, Е.В. Бахадова, Е.А. Киселева, Е.Э. Кригер, Р.О. Орестов, Г.Б. Ховрина.  Над ее изданием работали также преподаватели кафедры специальной психологии РГГУ Г.А. Мишина, Е.М. Моргачева, других российских вузов – Д.В. Каширский (АлтГУ), А.А. Майер (ГГТУ). Сбор эмпирических данных осуществляли выпускники РГГУ П. Бирюкова, Я. Бубенщикова, А. Житина, М. Ляшенко, А. Митронина. 

Авторы монографии единодушно убеждены, что сегодня невозможно выделить какие-либо конкретные социальные детерминанты, обусловливающие становление личности и коллектива, в связи с чем обращаются к принципу неопределенности, сопровождающему многие социальные тенденции и проблемы. Это позволяет рассматривать становление личности и коллектива на основе понимания, что неопределенность обладает множественностью степеней свобод, создавая разнообразные векторы развития с не всегда запланированным результатом. Неопределенность делает мир хаотичным, следовательно, требует глубокой осмысленности происходящего и ясного видения направления вектора его развития.  Основной риск, с которым сталкиваются современный педагог, родитель или психолог, связан с утратой смысла в неопределенности и с погружением в бессмысленность хаоса. Чтобы это предупредить, необходимо хорошо понимать психологические закономерности становления личности и коллектива, уметь редуцировать хаос и переводить его в определенность. Этому и посвящена предлагаемая вашему вниманию книга.

Содержание работы

Монография состоит из трех глав, в которых изложены теоретические основы решения проблемы и его прикладные аспекты. В первой главе «Теоретические основы развития личности и коллектива в мире неопределенности» на основе авторского анализа обозначенной темы представлено ее теоретическое осмысление.  Глава посвящена характеристике ситуации неопределенности, возникающей в социализации и образовании личности, а также становлению и развитию личности в мире неопределенности. Авторы подробно рассматривают такие вопросы, как тенденции, придающие неопределенность современной социализации, модусы и содержание, задающие неопределенность в образовании; что лежит в основе становления ценностей личности и какие стадии онтогенеза проходит человек в своем личностном становлении; в чем проявляются особенности психологии девиантных подростков и какие нейропсихологические детерминанты обусловливают появление агрессивности у детей в период подросткового кризиса.

Во второй главе рассматриваются управленческие механизмы развития личности и коллектива в условиях образования. Особое значение здесь отводится фасилитативной педагогике как концепции построения образовательного взаимодействия и технологии развития и саморазвития субъекта в образовании.

Третья глава «Прикладные аспекты психологии образовательного менеджмента и благополучной социализации личности в отношениях, основанных на понимании другого и принятии вызова неопределенности», создана преимущественно преподавателями Российского государственного гуманитарного университета в совместных исследованиях со студентами в процессе выполнения выпускных квалификационных работ. Она содержит современные эмпирические данные, характеризующие особенности развития личности в различных возрастных периодах, становление которой происходит в многовариантном мире. Эту множественность задают выбор профессии, нахождение в инклюзивном образовании, киберсоциализация. Кроме того, здесь представлены материалы, отражающие технологии, позволяющие развивать у ребенка способность входить в неопределенность, выдерживать ее и выходить из нее. Среди них игра, арт-педагогика, экспериментальный психологический театр, профориентационные технологии. 

Монография может быть полезна психологам, педагогам, родителям и любым исследователям современного детства. Ее содержание может быть использовано при обучении студентов психолого-педагогических вузов, в системе повышения квалификации, практике образования. 

Доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики образования Е.Э. Кригер (РГГУ).


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 55 читателей
12.03.2024 22:08:31Бартош Алена ДмитриевнаСтатья очень актуальна на сегодняшний день, проблема рассмотрена с разных сторон. Спасибо авторам за их труд!
12.03.2024 22:08:31Nnn Nnn NnnАктуальная работа, может быть многим интересна
12.03.2024 22:08:31Берлома Влада ДмитриевнаСчитаю книгу очень интересной, нужной и полезной!
12.03.2024 22:08:31Семячкина Юлия Андреевнана мой взгляд, данная работа достаточно полно раскрывает затрагиваемую тему, и при этом имеет высокую актуальность в наше время. спасибо авторам.
12.03.2024 22:08:31Каштанов Игорь АнатольевичПозволяет увидеть тенденции в мире неопределенности
12.03.2024 22:08:31Костина Мария ИгоревнаДействительно актуальная работа, затрагивающая темы личности и коллектива
12.03.2024 22:08:31Корнилова Яна ЕвгеньевнаРабота рассматривает актуальную проблему современности, отвечает на важные вопросы
12.03.2024 22:08:31Хузина Марьям ГабденуровнаЗамечательная работа, актуальная для нашего времени!
12.03.2024 22:08:31Алексеев Артём АртуровичАктуальный для нашего времени проект, который будет интересен для всех.
12.03.2024 22:08:30Донских Юлия ВладимировнаПоддерживаю данный проект!!!!
12.03.2024 22:08:30Фролова Кристина АндреевнаОчень актуальная и интересная работа
12.03.2024 22:08:30Старостин Олег АльбертовичПоддерживаю!
12.03.2024 22:08:30Волчкова Марина ВадимовнаПонравилось
12.03.2024 22:08:30Сорокина Алена ДмитриевнаАктуальная и интересная работа
12.03.2024 22:08:30Ядрец Евгения СергеевнаАктуально и интересно!
12.03.2024 22:08:30Никишина Анастасия ПетровнаСпасибо! Хорошо написано
12.03.2024 22:08:30Осипова Ярославна ЕвгеньевнаПонравилось, очень интересно и познавательно!
12.03.2024 22:08:30Шинкарук Александра ВладимировнаМне интересна данная тематика в психологии
12.03.2024 22:08:30Нефедова Алла Валерьевнаактуальность проблематики, которую обсуждают коллеги, несомненна
12.03.2024 22:08:30Трофимова Юлия ВладимировнаКоллеги, однозначно поддерживаю ваше участие в конкурсе!
12.03.2024 22:08:30Дарвиш Олеся БорисовнаАктуально. Очень интересная.
12.03.2024 22:08:30Сарафанникова Ангелина СергеевнаАктуальная книга, определенность в неопределенном мире.
12.03.2024 22:08:30Парфенова Галина ЛеонидовнаМонография интересна разнообразием позиций на рассматриваемые проблемы. Современные эмпирические данные актуальны для разработки новых образовательных технологий.
12.03.2024 22:08:30Мотков Олег ИвановичАктуальная работа, так как только в ситуации неопределенности возможно творчество. В тоже время важна проблема меры неопределенности - всё д.б. в меру.
12.03.2024 22:08:30Лужбина Наталья АнатольевнаСовременный мир характеризуется неопределенностью, что повышает актуальность исследований в психологии. Наиболее остро встает проблема формирования личности и групп.
12.03.2024 22:08:30Шмойлова Наталья АлександровнаОчень актуальны темы неопределённости и психологического становления личности в современном мире
12.03.2024 22:08:30Абакарова Татьяна ВладимировнаИнтересный взгляд на неопределённостьчерез призму отечественной методологии
12.03.2024 22:08:30Алиева Лейла Агил кызыТема процесса социализации, которая раскрывается в данной монографии, давно привлекла моё внимание. Интересно взглянуть на эту проблему с точки зрения принципа неопределенности в нашем современном мире. Я считаю, это позволит повысить эффективность формирования личности и коллектива.
12.03.2024 22:08:30Сабирова Эльвина ИльгизовнаОчень интересная работа
12.03.2024 22:08:30Солдатова Юлия ИгоревнаДанная монография отличается не только актуальностью выбранной тематики, но и прикладной значимостью.
12.03.2024 22:08:30Бельмач Виктория ВладиславовнаАктуально на сегодняшний день для всех людей
12.03.2024 22:08:30Кирюшина Виктория ИвановнаВ монографии затронуты актуальные для современности проблемы, у том числе киберсоциализация. Мне как педагогу и психологу важны аспекты разрешения этих проблем. Кроме того, в книге нашли отражения темы, связанные с особенностями современного образования. Ответы на актуальные вопросы и хороший язык!
12.03.2024 22:08:30Зигаёв Владислав АндреевичКнига даёт возможность разобраться каковы особенности развития ценностей, самосознания, рефлексии и др. Так как я являюсь основателем и руководителем тренингового центра для меня очень важно понимание механизмов формирования личности в наше время. Чтобы понимать на что опираться в своей работе.
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:30Кожевникова Елена ВикторовнаАктуальной в профессиональной деятельности выступают описанные в монографии механизмы развития личности в условиях образования.
12.03.2024 22:08:30Карташова Елена ЮрьевнаТочка зрения авторов монографии на неопределенность как движущую силу многих тенденций современности созвучна нашему взгляду.
12.03.2024 22:08:30Миротворцева Наталия ВалерьевнаИнтересные материалы, развивающие навык выдерживать неопределенность.
12.03.2024 22:08:30Белякова Анна НиколаевнаКнига полезна при самостоятельном обучении
12.03.2024 22:08:30Лепеха Татьяна АлександровнаИнформативно, может помочь в написании практической работы
12.03.2024 22:08:30Слатина Влада ВикторовнаОчень полезный материал в интересном изложении, который имеет высокое практическое значение.
12.03.2024 22:08:30Морозова Оксана АлексеевнаОчень интересно и познавательно! Можно использовать в практической работе
12.03.2024 22:08:30Левина Мария ВладимировнаОчень интересная работа
12.03.2024 22:08:30Бахадова Римма ХарисовнаПонравилось. как авторы раскрыли тему. На мой взгляд. очень интересно и познавательно.
12.03.2024 22:08:30Бахадов Чингиз ХарисовичГлубокий, интересный труд. Почерпнул для себя много нового и интересного.
12.03.2024 22:08:30Горлова Елена ЛеонидовнаАктуальность проблемы и многообразие поднятых тем
12.03.2024 22:08:30Двойнева Дарья ОлеговнаЗаинтересовала тема проекта
12.03.2024 22:08:30Петрухина Татьяна АлександровнаПонравились изложенные концепции
12.03.2024 22:08:30Гусева Оксана МихайловнаИнтересная тема!
12.03.2024 22:08:30Легченкова Дарьяна СергеевнаИнтересная тема
12.03.2024 22:08:30Тарасова Ирина АлексеевнаПредставлены интересные концепции
12.03.2024 22:08:30Закиров Артур МарсельевичСтатья очень интересная
12.03.2024 22:08:30Жарова Ольга АлексеевнаКнига является важным инструментом в соединении теории с практикой.
12.03.2024 22:08:30Ушакова Екатерина ЮрьевнаСовременные подходы к пониманию формирования личности, доступный к пониманию материал .
12.03.2024 22:08:30Лиджиева Чимида ВладимировнаЛучшие !! Голосуем !!
12.03.2024 22:08:30Стрелецкая Дарья Дмитриевнамне интересна эта тема
12.03.2024 22:08:30Бондарь Софья КонстантиновнаМне интересна эта тема
12.03.2024 22:08:30Шашкова Анастасия ОлеговнаМне интересна данная тема

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su