- Галасюк Ирина Николаевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
- Шинина Татьяна Валерьевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
Организация: МГППУ
Стремительные изменения, происходящие в современной действительности, отражаются на качестве детско-родительского взаимодействия, на развитии наших детей, что требует научного осмысления и поиска новых путей психологической работы в этом направлении. Профилактика нарушений в развитии, раннее вмешательство при первых признаках неблагополучия у ребенка позволяет в наиболее сензитивный период детства до 3-х лет определить стратегию работы как с ребенком, так и с родителями, увидеть и осознать ресурсы ребенка и семьи и те области, которые нуждаются в развитии и терапевтическом вмешательстве.
Книга Методика «Оценка детско-родительского взаимодействия. Evaluation of Child – Parent Interaction (ECPI)» с применением метода видеонаблюдения является плодом многолетнего труда авторов с семьями, в которых растут замечательные дети: упрямые и послушные, застенчивые и напористые, сильные и не очень, разговорчивые и молчаливые…. В каждой из семей есть свои сильные стороны, как принято говорить – ресурсы, а есть и то, с чем нелегко справиться самостоятельно. Авторы книги имеют за плечами опыт проведения научных исследований, собственный опыт материнства и опыт индивидуальной и групповой работы с родителями, опыт проведения обучающих мероприятий для специалистов и опыт руководства экспериментальной городской площадкой «Современные технологии помощи семье с особым ребенком» в городе Москве. Весь этот многогранный ОПЫТ позволил нам искать и находить ответы на множество вопросов, возникающих у родителей, которые любят своих детей независимо от того, с какими трудностями им приходится сталкиваться. Авторы стремились объединить результаты современных научных исследований и практику работы с семьями разных категорий.
В книге использованы результаты исследования, в котором приняли участие семьи с детьми в возрасте до 3 - х лет, развивающиеся в рамках нормы; семьи, воспитывающие особых детей (синдром Дауна, умственная отсталость, аутизм), а также замещающие семьи, воспитывающие детей с развитием в рамках нормы и детей с особенностями в развитии. Данный возраст ребенка был выбран нами не случайно. Именно в этот период закладываются основы взаимодействия ребенка со взрослыми, формируется тип привязанности и тот уровень доверия к миру, который позволяет как ребенку, развивающемуся в рамках нормы, так и особому ребенку, реализовать в дальнейшем имеющийся у него потенциал. Социолог Георг Зиммель (1908), впервые назвавший группу мать-дитя «диадой», подчеркивал, что в этих отношениях можно найти зачатки всех развиваемых впоследствии социальных отношений более высокого уровня.
Применение метода видеонаблюдения позволяет увидеть тонкости поведения родителей и детей, возможность замедлить процесс жизни и приоткрыть завесу таинства рождения «совместного танца» родителя с ребенком, где каждый интуитивно чувствует друг друга. С помощью анализа видеозаписей можно измерять динамику изменений поведения как родителя, так и ребенка непосредственно на протяжении съемки, а также через определенные временные периоды. Как отмечает Стерн, видеотехника предоставила нам новые возможности для тонких и точных наблюдений за взаимодействиями между младенцами и родителями. Благодаря анализу научной литературы и работе с видео материалами исследования авторам книги удалось разработать критерии проявления родителем отзывчивости на сигналы ребенка, что нашло отражение в представленной книге.
Методика прошла профессиональную экспертизу в Научном центре психического здоровья (НЦПЗ, город Москва), Центре лечебной педагогики (города Красноярска), в 50 –ти центрах раннего вмешательства (Республика Беларусь), на кафедре нейро и патопсихологии развития МГПУУ. В экспертизе также приняли участие студенты 5 курса - клинические психологи факультета специальной психологии МГППУ.
Данная книга состоит из трех глав.
Первая глава «Родитель и ребенок до 3-х лет: танец вдвоем» включает анализ отечественных и зарубежных исследований взаимодействия родителя с ребенком раннего возраста, а также кейсы из реальной практики исследования, которое реализуется авторами на базе организаций поддержки семьи и детства, Центров содействия семейному воспитанию РФ (более 15 регионов).
Вторая глава «Личность ребенка: от коммуникативного сигнала к проявлению инициативности» посвящена вопросам развития личностного потенциала ребенка раннего возраста, становлению индивидуального стиля социализации ребенка, как важного фактора устойчивости ребенка в мире взрослых.
Анализ научной литературы и осмысление практики работы с родителями легло в основу предложенных в книге маркеров родительской отзывчивости и коммуникативных сигналов ребенка.
Подробное описание проведения исследования детско-родительского взаимодействия с применением видео-наблюдения, руководствуясь разработанными авторами маркерами поведения родителя и ребенка, представлено в третьей главе «Инструментарий методики «оценка детско-родительского взаимодействия» evaluation of child-parent interaction (ECPI)». Созданная нами методика опирается на отечественные и зарубежные исследования. Мы ставим перед собой задачу разработки научного подхода, соответствующего вызовам современности и стремимся к тому, чтобы этот инструмент применялся на практике.
В пособие включены современные тесты-опросники для диагностики эмоциональной составляющей детско-родительского взаимодействия и авторские опросники для родителей, воспитывающих особых детей. Предложен алгоритм диагностики родительской отзывчивости и коммуникативных сигналов ребенка до 3-х лет в процессе спонтанной игры с применением видеонаблюдения.
Книга предназначена для ученых, преподавателей, аспирантов, магистрантов, руководителей организаций поддержки семьи и детства, специалистов по работе с семьёй, психологов социальной сферы, а также для всех, кто интересуется проблемами детско-родительских отношений в кровной и замещающей семьях.