«Социальные представления об инклюзивном образовании у различных субъектов образовательного процесса» (магистреская диссертация)
Актуальность
Построение семантического поля понятия «инклюзивного образования» на основе выявленных структурных элементов социальных представлений об инклюзивном образовании у различных субъектов образовательного процесса позволит наглядно определить содержательную часть представлений об инклюзивном образовании, а также выявить сильные и слабые стороны, сходства и различия на рефлексируемом и не рефлексируемом уровнях этих представлений.
Новизна
- Выявлена структура социальных представлений об инклюзивном образовании у различных субъектов образовательного процесса.
- Смоделировано семантическое поле понятия «инклюзивное образование».
- Определены маркеры социальных представлений об инклюзивном образовании в СМИ.
- Выявлены противоречия между маркерами социальных представлений об инклюзивном образовании в СМИ и элементами структуры социальных представлений у различных субъектов образовательного процесса.
Значимость
Разработана социальная программа, направленная на коррекцию социальных представлений об инклюзивном образовании у различных субъектов образовательного процесса через коррекцию эмоционального состояния субъектов образовательного процесса, коррекцию взаимодействия между субъектами и повышения терминологической грамотности.
Содержание работы
Выявлены базовые элементы социальных представлений об инклюзивном образовании субъектов образовательного процесса, проведен сравнительный анализ выявленных элементов, построена модель семантического поля понятия «инклюзивное образование». Определены маркеры социальных представлений об инклюзивном образовании в СМИ. Составлена социальная программа.
Выводы
- Общими структурными элементами для всех субъектов на рефлексируемом и не рефлексируемом уровнях выступают элементы равенство, возможности. Элемент разнообразие не представлен вовсе.
- Базовая эмоциональная доминанта у субъектов – напряженность, в основе которой лежит страх.
- На рефлексируемом уровне структурные элементы субъектов не имеют принципиальных отличий и соответствуют определениям и базовым понятиям инклюзивного образования.
- Не совпадающие элементы на рефлексируемом и не рефлексируемом уровнях у учащихся направлены на социум и во вне, у представителей администрации носят организационный характер, у родителей – личностно-ориентированный, а у педагогов – личностный и профессиональный.
- В СМИ делается акцент на практической и организационной стороне процесса инклюзии. А для учащихся, педагогов и родителей идеи инклюзии лежат в иной – гуманно-идеологической плоскости.
- Для субъектов инклюзивного образования идеи равенства выступают основополагающими, а СМИ эту идею отрицают, говоря о том, что мы вместе, но не равны.
- Основными проблемными зонами в структуре социальных представлений об инклюзивном образовании являются: настороженность всех субъектов образовательного процесса по отношению к инклюзивному образованию; не достаточное владение терминологией; слабое взаимодействие между различными субъектами образовательного процесса.
Голос из ВКонтакте