Номинация «Психологический инструмент года» по итогам 2018 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Цирковая педагогика в сочетании с техниками танцевально-двигательной терапии в работе с детьми с аутизмом» (программа абилитации)

Автор:

Организация: Неформальное общество помощи аутистам "Маленький принц", г. Владивосток

Актуальность

Число детей с аутизмом растет. Традиционные подходы направлены на формирование социальных навыков, но дети не всегда могут применить их в новой среде из-за недостаточной пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов; наша программа направлена прежде всего на улучшение адаптивных способностей. 

Программа реализовывалась на базе Неформального общества помощи аутистам «Маленький принц» во Владивостоке. В ней приняли участие 20 детей со сложной степенью аутизма. Средний возраст 10-11 лет. 

Почему цирк? «Маленький принц» является последователем «Упсала-Цирка», Санкт-Петербург. (Афанасьева Л. Метод Упсала-Цирка: Как научить детей летать, или Берегите хулиганов. – СПб: EMpower, 2015. – 31 с.). Цирковая педагогика дает возможности для самовыражения подростков, ощущение риска, это работа в команде, причастность к молодежному сообществу, внешний ресурс.

Почему танцевально-двигательная терапия? У детей с аутизмом мы отмечаем особенности сенсорной системы – и работаем с телом (1-й уровень сенсорной интеграции) – и нарушения эмоционально-волевой сферы. Танцевально-двигательная терапия напрямую затрагивает оба аспекта, ключевое понятие для нас –  психофизика, ее пластичность. 

Сочетание методов позволяет удерживать внимание детей, гибкость программы – прорабатывать отдельные моменты; результат мы видим не в точном выполнении заданий, а в укреплении психического тонуса. Импровизация важна, т.к. жизнь в социуме полна изменений и важно уметь адаптироваться к ним. 

Структура программы

Программа состоит из 4 модулей, у каждого - своя тема:

  1. Ритм.
  2. Движение.
  3. Пространство.
  4. Эмоции.

Каждый модуль состоит из 10 занятий и заканчивается Большим Праздником, который соединяет все, что происходит в студии.

Каждое занятие имеет структуру, соответствующую решению приоритетных задач, где каждая ступень - продолжение ей предшествующей: снятие напряжения; развитие пластичности; улучшение адаптивных способностей; развитие произвольной саморегуляции; умение входить в контакт; групповое взаимодействие; принятие и оказание поддержки; социальная адаптация. 

Диагностика: тест на аутизм АТЕС, методика Озерецкого, телесный анализ, схема наблюдений Мамайчук, рисуночная методика «Какого я цвета?», опросник для родителей.

Результаты

Участники гибче в отношении к происходящему, более уверены в себе, стремятся к контакту; меньше стереотипии и сопротивление новому. Улучшилась произвольная саморегуляция. По результатам АТЕС мы видим изменения в среднем на 10 баллов в сторону нормы. Есть успехи за пределами студии: дети пробуют самостоятельно делать покупки, пользоваться транспортом и т.д. Более терпимы к окружающим. Пубертатный период проходит менее болезненно. 

Заключение

Сочетание метода цирковой педагогики и ТДТ соответствует возрастным потребностям и дает возможность с меньшим риском преодолевать кризисы; дает возможность всестороннего развития: мы видим улучшения и психомоторного развития, и психоэмоционального состояния, но главное – улучшение адаптивных способностей, дети легче принимают изменения в окружающей среде.

Видеоролик ко Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма

ОТВ-Прим. Прямой эфир, посвященный образованию и социализации детей с аутизмом

Видеоролик. Большой праздник, 15.07.2017 года

Видеоролик. Большой праздник. 3 года "Маленькому принцу"

Видеоролик. Большой праздник. С Новым годом!

Информационный ролик к Дню аутизма

Видеосюжет об открытии персональной выставки 14-летнего Алексея Пинчук, студийца "Маленького принца"

Сюжет о цирковой педагогике "Маленького принца", "8-й канал"

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

За проект проголосовали 6 читателей
  • Elena trabajar con personas que sufren del trastorno autista es una labor muy noble, espero que mi voto m?s que un simple apoyo mediante ?sta p?gina, te motive a seguir adelante. La esperanza es lo ?ltimo que se pierde. Felicitaciones por tu trabajo, bravo Elena!

  • Елена, то,что ты делаешь для своего сына и своего центра и всех детей центра достойно самой высшей оценки! Люблю твое творчество и поклонник твоего труда! Успехов!

  • Глубоко поддерживаю и верю в двигательные и творческие методы работы с разными целевыми группами. Метод цирковой методики сейчас набирает обороты в Европе и направлен на инклюзивное образование и развитие детей и молодежи. Возможность комбинации с танцевально-двигательной терапией открывает широкое пространство для исследования эффективности той или иной методики и адаптации в соответствующей категории психологической практики.

  • Профессиональный танцевально двигательный терапевт, которая создала оригинальную программу реабилитации аутизма. Созданный центр не имеет аналагов в России , а реабилитационные программы центра доказали свою эффективность в работе с аутистами.

  • Елена, прекрасный организатор и специалист своего дела, на базе центра "Маленький принц", семьи воспитывающие детей с РАС могут получить психолого-педагогическую помощь, а ребята адаптироваться к жизни.

  • Это очень свежо, необычно, обнадёживает

Последний день голосования – 30 марта

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе