- Пинчук Елена Александровна
(Владивосток)
Организация: Неформальное общество помощи аутистам "Маленький принц", г. Владивосток
Актуальность
Число детей с аутизмом растет. Традиционные подходы направлены на формирование социальных навыков, но дети не всегда могут применить их в новой среде из-за недостаточной пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов; наша программа направлена прежде всего на улучшение адаптивных способностей.
Программа реализовывалась на базе Неформального общества помощи аутистам «Маленький принц» во Владивостоке. В ней приняли участие 20 детей со сложной степенью аутизма. Средний возраст 10-11 лет.
Почему цирк? «Маленький принц» является последователем «Упсала-Цирка», Санкт-Петербург. (Афанасьева Л. Метод Упсала-Цирка: Как научить детей летать, или Берегите хулиганов. – СПб: EMpower, 2015. – 31 с.). Цирковая педагогика дает возможности для самовыражения подростков, ощущение риска, это работа в команде, причастность к молодежному сообществу, внешний ресурс.
Почему танцевально-двигательная терапия? У детей с аутизмом мы отмечаем особенности сенсорной системы – и работаем с телом (1-й уровень сенсорной интеграции) – и нарушения эмоционально-волевой сферы. Танцевально-двигательная терапия напрямую затрагивает оба аспекта, ключевое понятие для нас – психофизика, ее пластичность.
Сочетание методов позволяет удерживать внимание детей, гибкость программы – прорабатывать отдельные моменты; результат мы видим не в точном выполнении заданий, а в укреплении психического тонуса. Импровизация важна, т.к. жизнь в социуме полна изменений и важно уметь адаптироваться к ним.
Структура программы
Программа состоит из 4 модулей, у каждого - своя тема:
- Ритм.
- Движение.
- Пространство.
- Эмоции.
Каждый модуль состоит из 10 занятий и заканчивается Большим Праздником, который соединяет все, что происходит в студии.
Каждое занятие имеет структуру, соответствующую решению приоритетных задач, где каждая ступень - продолжение ей предшествующей: снятие напряжения; развитие пластичности; улучшение адаптивных способностей; развитие произвольной саморегуляции; умение входить в контакт; групповое взаимодействие; принятие и оказание поддержки; социальная адаптация.
Диагностика: тест на аутизм АТЕС, методика Озерецкого, телесный анализ, схема наблюдений Мамайчук, рисуночная методика «Какого я цвета?», опросник для родителей.
Результаты
Участники гибче в отношении к происходящему, более уверены в себе, стремятся к контакту; меньше стереотипии и сопротивление новому. Улучшилась произвольная саморегуляция. По результатам АТЕС мы видим изменения в среднем на 10 баллов в сторону нормы. Есть успехи за пределами студии: дети пробуют самостоятельно делать покупки, пользоваться транспортом и т.д. Более терпимы к окружающим. Пубертатный период проходит менее болезненно.
Заключение
Сочетание метода цирковой педагогики и ТДТ соответствует возрастным потребностям и дает возможность с меньшим риском преодолевать кризисы; дает возможность всестороннего развития: мы видим улучшения и психомоторного развития, и психоэмоционального состояния, но главное – улучшение адаптивных способностей, дети легче принимают изменения в окружающей среде.
Видеоролик ко Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма
ОТВ-Прим. Прямой эфир, посвященный образованию и социализации детей с аутизмом
Видеоролик. Большой праздник, 15.07.2017 года
Видеоролик. Большой праздник. 3 года "Маленькому принцу"
Видеоролик. Большой праздник. С Новым годом!
Информационный ролик к Дню аутизма
Видеосюжет об открытии персональной выставки 14-летнего Алексея Пинчук, студийца "Маленького принца"
Сюжет о цирковой педагогике "Маленького принца", "8-й канал"