- Андропова Людмила Олеговна
кандидат психологических наук, заместитель директора по научно-методической работе, АНО "НИИДПО" (Тула)
- Пантюшина Ольга Игоревна
кандидат психологических наук, заведующая кафедрой практической и клинической психологии, социальной работы, НИИ ДПО г. Москвы (Тула, Москва)
Актуальность
Постоянное профессиональное развитие человека имеет решающее значение для удовлетворения потребностей и ожиданий развивающихся рабочих мест. На своем карьерном пути люди больше не могут планировать всю трудовую жизнь в одной организации. Максимизация карьерного потенциала человека для повышения успеха организации требует системного подхода и постоянного анализа профессионального развития личности
Многие факторы влияют на благосостояние сотрудников, но одним из основных является то, как люди в организации работают вместе. И важным аспектом профессионального роста личности является степень удовлетворенности работой. Она выражается не только в таких осязаемых областях, как оплата труда, преимущества, рекламные возможности и условия труда, но также и в таких, как модели поведения в организации, которые влияют на корпоративную культуру как положительно, так и отрицательно. Это основы организационного поведения и важный компонент в мире бизнеса.
Проведя анализ психологических инструментов, с которым можно работать в области организационной психологии и поведения, мы пришли к выводу, что их очень мало. А работа в любой организации, во многом, зависит от человеческого фактора. В любом коллективе каждый сотрудник занимает определенную место и «играет» определенную роль, а иногда и не одну. Строит свое взаимодействие с коллегами, руководством, самим собой, исходя из жизненного сценария и «проигрывания» данных ролей. Отсюда вытекает множество психологических процессов, которые могут быть явными и скрытыми, помогать и мешать в реализации цели как организации в целом, так и каждого индивидуума в ней.
Так пришла идея создать инструмент, основная цель которого: это возможность увидеть структуру организации, распределение ролей в ней, способы их взаимодействия и др.
Актуальность данного инструмента состоит в том, что, используя различные техники, упражнения и игры с картами «Роли и взаимодействие» («РиВ»), мы воспроизводим структуру ролей и взаимодействий в организации, проводим виртуальную тренировку, исследуя возможности изменений, принятия и осознания сложившейся ситуации. В процессе игры мы разбираем разнообразные рабочие ситуации, перемещаемся из настоящего в прошлое и будущее, путешествуем по линии карьеры; это позволяет проводить эксперименты с разными сценариями развития ситуаций и решения проблем – все происходит в безопасном пространстве метафоры, в мире, наполненном символическими образами.
При помощи карт «РиВ» участники игры могут самостоятельно изучать свои собственные особенности и закономерности поведения в рабочей среде, взаимодействия с коллегами; свои роли в коллективе и то, как эти роли оказывают влияние на работу всей организации.
Задачи
Основные задачи, которые решаются при работе с картами «РиВ»:
- Создание для всех участников игры безопасной и доверительной атмосферы, формирование экологичного и ресурсного пространства.
- Организация взаимодействия, основанного на осознании личных границ всех участников, взаимной помощи и поддержки друг друга.
- Обеспечение каждому участнику пространства принятия его эмоций, реакций, страхов и особенностей поведения.
Форма реализации – карты. Но что же может быть визуализацией в структуре или системе разного рода человеческого взаимоотношений, и при этом не будет явно демонстрировать эти связи, а все-таки выводить на метафорический язык наше воображение?
Этапы работы
На наш взгляд метафору организационного поведения очень хорошо отражает взаимодействие животных. Ведь известно с детства, что у животных есть разные структуры организации («семьи», стаи, колонии, прайды и т.д.) с жестко прописанной структурой, иерархией и способами взаимодействия. Идея создания колоды прошла следующий путь реализации (срок реализации 1 год):
- Авторы нашли фотографа-анималиста Андрея Гудкова, который предоставил свои фото для демонстрации разного взаимодействия в животном мире, было отобрано всего 80 штук фото с разными видами животных.
- Проанализировав большое количество учебников и статей по организационной психологии, придумали 40 «ролей» и 40 характеристик данных ролей. Слова помогают осознать роли и дать определения участникам, ситуациям и процессам.
- Опыт авторов колоды как тренеров, позволил им также создать 40 схем, отражающих различное взаимодействие элементов какой-либо системы.
Результаты
В итоге получился инструмент, который состоит из 80 карт с фото, 80 слов (40 - роли и 40 - характеристики), 40 схем. Всего из данного количества карт, возможно, сделать несколько тысяч различных сочетаний.
Метафорические ассоциативные карты «РиВ» создают коммуникационное пространство без оценок, соперничества и критики. Всё, что рассказывают участники игры, отражает их глубинные переживания и является уникальным, сугубо личным опытом.
Работа с метафорическими ассоциативными картами не похожа на обычную карточную игру, в ней нет стратегии, нет проигравших и победителей, у карт нет закрепленных значений. Каждый игрок в процессе игры сам определяет для себя их смысл. Кто держит карту в руках, тот ее и интерпретирует, он «хозяин карты». У других участников и ведущего тоже возникает свой собственный сюжет и понимание смысла карты, но никто не должен указывать или подсказывать «хозяину карты» ее содержание.
При работе с метафорическими ассоциативными картами важно помнить:
- каждый игрок уникален, и все мы отличаемся друг от друга; при рассматривании одной и той же карты или образа один увидит и почувствует не то, что другой;
- работа при выборе закрытых карт более эффективна, т.к. спонтанность игроков при их описании позволяет включать в большей степени фантазию, нежели логику, это дает возможность преодолевать психологические защиты;
- нет четко зафиксированного смысла карты, поэтому все сочиненные истории и ответы являются правильными;
- если игроку не нравится карта, он может отказаться от нее и вытянуть другую, не объясняя причину;
- нельзя перебивать и подсказывать другим игрокам, когда они рассказывают о своей карте, а также интерпретировать «чужие» карты;
- можно задавать вопросы, чтобы прояснить то, что непонятно в рассказе игрока, вопросы должны помочь понять историю игрока, а не «допросить» его, так все участники могут выразить свою поддержку друг другу.
Представляем несколько техник работы с картами «РиВ», которые можно использовать для самостоятельного анализа своего опыта организационного поведения (Приложение 1).