Номинация «Психологический инструмент года» по итогам 2018 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Метафорические карты "Роли и Взаимодействие"» (проективный инструмент для работы в области организационной психологии)

Авторы:

  • Андропова Людмила Олеговна

    кандидат психологических наук, заместитель директора по научно-методической работе, АНО "НИИДПО" (Тула)

  • Пантюшина Ольга Игоревна

    кандидат психологических наук, заведующая кафедрой практической и клинической психологии, социальной работы, НИИ ДПО г. Москвы (Тула, Москва)

Актуальность

Постоянное профессиональное развитие человека имеет решающее значение для удовлетворения потребностей и ожиданий развивающихся рабочих мест. На своем карьерном пути люди больше не могут планировать всю трудовую жизнь в одной организации. Максимизация карьерного потенциала человека для повышения успеха организации требует системного подхода и постоянного анализа профессионального развития личности

Многие факторы влияют на благосостояние сотрудников, но одним из основных является то, как люди в организации работают вместе. И важным аспектом профессионального роста личности является степень удовлетворенности работой. Она выражается не только в таких осязаемых областях, как оплата труда, преимущества, рекламные возможности и условия труда, но также и в таких, как модели поведения в организации, которые влияют на корпоративную культуру как положительно, так и отрицательно. Это основы организационного поведения и важный компонент в мире бизнеса. 

Проведя анализ психологических инструментов, с которым можно работать в области организационной психологии и поведения, мы пришли к выводу, что их очень мало. А работа в любой организации, во многом, зависит от человеческого фактора. В любом коллективе каждый сотрудник занимает определенную место и «играет» определенную роль, а иногда и не одну. Строит свое взаимодействие с коллегами, руководством, самим собой, исходя из жизненного сценария и «проигрывания» данных ролей. Отсюда вытекает множество психологических процессов, которые могут быть явными и скрытыми, помогать и мешать в реализации цели как организации в целом, так и каждого индивидуума в ней. 

Так пришла идея создать инструмент, основная цель которого: это возможность увидеть структуру организации, распределение ролей в ней, способы их взаимодействия и др. 

Актуальность данного инструмента состоит в том, что, используя различные техники, упражнения и игры с картами «Роли и взаимодействие» («РиВ»), мы воспроизводим структуру ролей и взаимодействий в организации, проводим виртуальную тренировку, исследуя возможности изменений, принятия и осознания сложившейся ситуации. В процессе игры мы разбираем разнообразные рабочие ситуации, перемещаемся из настоящего в прошлое и будущее, путешествуем по линии карьеры; это позволяет проводить эксперименты с разными сценариями развития ситуаций и решения проблем – все происходит в безопасном пространстве метафоры, в мире, наполненном символическими образами. 

При помощи карт «РиВ» участники игры могут самостоятельно изучать свои собственные особенности и закономерности поведения в рабочей среде, взаимодействия с коллегами; свои роли в коллективе и то, как эти роли оказывают влияние на работу всей организации.

Задачи

Основные задачи, которые решаются при работе с картами «РиВ»:

  1. Создание для всех участников игры безопасной и доверительной атмосферы, формирование экологичного и ресурсного пространства.
  2. Организация взаимодействия, основанного на осознании личных границ всех участников, взаимной помощи и поддержки друг друга.
  3. Обеспечение каждому участнику пространства принятия его эмоций, реакций, страхов и особенностей поведения.

Форма реализации – карты. Но что же может быть визуализацией в структуре или системе разного рода человеческого взаимоотношений, и при этом не будет явно демонстрировать эти связи, а все-таки выводить на метафорический язык наше воображение?

Этапы работы

На наш взгляд метафору организационного поведения очень хорошо отражает взаимодействие животных. Ведь известно с детства, что у животных есть разные структуры организации («семьи», стаи, колонии, прайды и т.д.) с жестко прописанной структурой, иерархией и способами взаимодействия. Идея создания колоды прошла следующий путь реализации (срок реализации 1 год):

  1. Авторы нашли фотографа-анималиста Андрея Гудкова, который предоставил свои фото для демонстрации разного взаимодействия в животном мире, было отобрано всего 80 штук фото с разными видами животных. 
  2. Проанализировав большое количество учебников и статей по организационной психологии, придумали 40 «ролей» и 40 характеристик данных ролей. Слова помогают осознать роли и дать определения участникам, ситуациям и процессам.
  3. Опыт авторов колоды как тренеров, позволил им также создать 40 схем, отражающих различное взаимодействие элементов какой-либо системы. 

Результаты

В итоге получился инструмент, который состоит из 80 карт с фото, 80 слов (40 - роли и 40 - характеристики), 40 схем. Всего из данного количества карт, возможно, сделать несколько тысяч различных сочетаний. 

Метафорические ассоциативные карты «РиВ» создают коммуникационное пространство без оценок, соперничества и критики. Всё, что рассказывают участники игры, отражает их глубинные переживания и является уникальным, сугубо личным опытом. 

Работа с метафорическими ассоциативными картами не похожа на обычную карточную игру, в ней нет стратегии, нет проигравших и победителей, у карт нет закрепленных значений. Каждый игрок в процессе игры сам определяет для себя их смысл. Кто держит карту в руках, тот ее и интерпретирует, он «хозяин карты». У других участников и ведущего тоже возникает свой собственный сюжет и понимание смысла карты, но никто не должен указывать или подсказывать «хозяину карты» ее содержание.

При работе с метафорическими ассоциативными картами важно помнить:

  • каждый игрок уникален, и все мы отличаемся друг от друга; при рассматривании одной и той же карты или образа один увидит и почувствует не то, что другой;
  • работа при выборе закрытых карт более эффективна, т.к. спонтанность игроков при их описании позволяет включать в большей степени фантазию, нежели логику, это дает возможность преодолевать психологические защиты;
  • нет четко зафиксированного смысла карты, поэтому все сочиненные истории и ответы являются правильными;
  • если игроку не нравится карта, он может отказаться от нее и вытянуть другую, не объясняя причину;
  • нельзя перебивать и подсказывать другим игрокам, когда они рассказывают о своей карте, а также интерпретировать «чужие» карты;
  • можно задавать вопросы, чтобы прояснить то, что непонятно в рассказе игрока, вопросы должны помочь понять историю игрока, а не «допросить» его, так все участники могут выразить свою поддержку друг другу.

Представляем несколько техник работы с картами «РиВ», которые можно использовать для самостоятельного анализа своего опыта организационного поведения (Приложение 1).

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе