Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Человек и окружающий мир» (программа развития детей с ограниченными возможностями здоровья)


Актуальность, научность и практическая значимость

На современном этапе развития общества, в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), перед школой стоит задача общекультурного и личностного развития обучающегося, обеспечивающая возможность его успешной социализации.

Актуальность проблемы обусловлена противоречиями между важной ролью мышления в овладении младшими школьниками учебной деятельностью и адаптацией к окружающей среде, реальными потребностями школы в коррекции интеллектуальных нарушений школьников и недостаточно эффективной реализацией воспитательно-обучающего и коррекционно-развивающего потенциала искусства во внеклассных занятиях.

Использование изобразительных средств по своему значению очень актуально в жизни человека, а особенно маленького или подрастающего, совсем ещё не знающего, как правильно справляться со своими проблемами, это особенно значимо для детей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей низкая работоспособность, слабое внимание, память, недостаточно сформирована речь, низкая учебная мотивация. Компенсация недостатков ребёнка возможна при включение его  в различную творческую деятельность. Сам процесс изобразительного творчества является мощным средством коррекционной работы с «особыми» детьми. Для них рисование – выход для решения многих жизненных проблем и ситуаций.  

О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л.С.Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности, как  в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства.

В своей работе мы исходим из положения, выдвинутого Л.С.Выготским, что обучение должно опираться на зону «ближайшего развития», и таким образом вести развитие за собой. Учение Л.С.Выготского о зоне «ближайшего развития» является основополагающим при организации коррекционно-воспитательной работы.

Дополнительное образование в школе позволяет создать общекультурную эмоционально значимую предметно - ориентируемую деятельность, обеспечивающую умственное развитие ребенка и адаптацию его в социальной среде. Все виды художественного творчества, с которыми ребенок с проблемами соприкасается в младшем школьном возрасте, влияют на адекватность его поведения, помогают реализовать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка с проблемами выражается также в том, что общение с искусством помогает ему «очиститься», от наслоившихся негативных переживаний отрицательных проявлений,  и вступить на новый путь отношений с окружающим миром.

Цель  –  создание условий для развития у ребенка целостного и многогранного представления об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства.

Задачи

Образовательные: расширять кругозор, знакомить с элементарными основами изобразительной грамоты, с различными видами изобразительной деятельности, многообразием материалов и приемами работы с ними.

Коррекционно-развивающие: развивать эмоционально-образную и мотивационно-потребностную личностную сферу, сенсомоторику и наглядно-образное мышление.

Воспитательные: формировать представления об общечеловеческих, нравственных ценностях, воспитывать трудолюбие, аккуратность,  самостоятельность, стремление к успешной личностной и социальной самореализации.

Основное содержание работы

Данная программа представляет систему последовательно развивающих тем, которые раскрывают взаимосвязь изобразительного, декоративного и конструктивного искусства с жизнью человека и окружающего мира.

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание курса целенаправленно отобрано и структурировано четырьмя тематическими разделами: мир растений, мир животных, мир человека и мир искусства. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы в условиях внутривидовой интеграции (рисование, аппликация, лепка, конструирование). Разнообразие тем и видов деятельности охватывает то, что близко и доступно ребенку - это мир природы, человека, искусства. Освоение содержания программы построено по спирально-концентрическому принципу от простого к сложному с учетом возрастных особенностей и возможностей  ребенка.

Работа осуществляется в малых группах от 2-х до 8 человек, что обусловлено особенностями детей с интеллектуальными нарушениями.

Программа рассчитана на 34 занятия.

Форма проведения занятий: индивидуально - групповая. На  индивидуальное занятие отводится 20 минут,  на  групповое – 30 минут. 

В программе применяются инновационные, нетрадиционные методы: проблемно-поисковые, элементы изотерапии; моделирование, манипулятивный рисовальный конструктор, защищенные патентами №№2378709, 2378710, 2378711, 2378712, 89901, которые способствуют развитию наглядно-образного мышления и сенсомоторики младших школьников.

Диагностический блок: 4 занятия, которые включают первичную и итоговую диагностику. Первичная диагностика проводится в начале обучения с целью выявления проблемных областей у конкретного ребёнка. Промежуточные результаты отслеживаются с помощью  наблюдения за активностью и самостоятельностью на занятиях, просмотра (анализа) выполненных упражнений. Итоговая диагностика проводится в конце курса для определения уровня достигнутых в процессе занятий положительных изменений. Динамика, результативность: проверяется с помощью  методик  С.Д. Забрамной, О.В. Боровик (для исследования наглядно-образного мышления - Разрезные картинки, Дорисуй, Прятки); Прогрессивные матрицы Равена.

Основными формами итогового контроля являются творческие работы, выставки.

Основной блок: 30 коррекционно-развивающих занятий.

Главной задачей упражнений является эксперимент с формой и материалом. Главным выразительным средством на занятиях является линия, штрих, пятно, форма, цвет, тон, объем. Работа с различными материалами не только позволяет оценить специфику их выразительных возможностей, но и позволяет корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, развивает мелкую моторику и глазо-двигательную координацию.

Темы занятий способствуют: 

  • знакомству детей со свойствами и качествами мира окружающих его форм – больших и маленьких, светлых и темных, простых и сложных, мягких и жестких, гладких и фактурных, узнаваемых и необычных;
  • приобретению навыков осмысленной композиционной работы, навыков работы с бумагой, ножницами, клеем, красками, графическими материалами и инструментами;
  • освоению пространственной формы, информации об искусстве.

Находясь в определенной ритмической последовательности, повторяясь, темы занятий расширяют сюжетный спектр и дают возможность детям связать разрозненные  впечатления в единое целое представление о явлении и предмете.

Используемые технологии:

В основе всех используемых в программе технологий лежат такие способы организации деятельности детей, которые обеспечивают им комфортные условия развития, учитывают их индивидуальные особенности и интересы:

  • личностно ориентированные технологии (в центре внимания личность ребенка, реализующего свои возможности); 
  • групповые технологии (организация совместных действий, коммуникаций, общения, взаимопонимания, взаимопомощи);
  • технологии творческой деятельности (организация совместной деятельности детей и взрослых);
  • игровые, способствующие овладению приемами межличностного общения, развивающие вербальные и невербальные средства коммуникации;
  • проблемно – поисковые методы, способствующие  развитию мышления; 
  • упражнения с практическими видами деятельности (изобразительной деятельностью, конструированием), способствующие развитию мелкой моторики рук, глазо-двигательной координации, комбинаторики.

Сочетание всех методов, форм, технологий приводит к развитию (коррекции) личностных качеств и познавательных процессов.

Результаты, выводы

Программа в своём первоначальном варианте проходила апробацию в рамках экспериментальной с 2016 года в школе VIII вида. За время эксперимента была выстроена эффективно действующая модель сопровождения детей с нарушениями. В 2017 году завершена корректировка (в соответствии с результатами апробации) планов-конспектов коррекционно-развивающих занятий к программе и полное внедрение программы в систему сопровождения детей с ОВЗ в разных учреждениях.

Систематический курс практических занятий носит деятельностный характер, построенный на межпредметной и  внутривидовой интеграции и имеет коррекционно-развивающую  направленность одновременного и поэтапного развития наглядно-образного мышления, связанного познавательной функцией, и формирования технических навыков средствами нетрадиционных изобразительных технологий, при которых ребенок расширяет представление об окружающем мире, таким образом, осуществляетсякомплексный подход в решении в образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач во внеурочной деятельности.

По результатам коррекционно-развивающей работы мы отмечаем динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоционально-мотивационный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений-стереотипов, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Показательны успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности.

Участие детей и победы в городских художественных выставках - конкурсах среди детей с нормальным психологическим статусом: «На космической волне», «Наряжаем елку вместе» - 2 победителя в младшей возрастной группе. 

Программа «Человек и окружающий мир» получила Диплом I степени Всероссийского конкурса «Панорама учебного сотрудничества - 2016», Москва.

Развивающие технологии в работе с детьми разного возраста и категорий (дошкольники, младшие школьники, дети с ОВЗ) с применением манипулятивного рисовального конструктора (авторская разработка), отмечены медалью «Н.И.Пирогов» Национальной премии «Элита российского образования» по итогом конкурса «Современные технологии раскрытия потенциала личности в образовании – 2018», Москва.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 8 читателей
12.03.2024 22:08:30Ломтева Юлия АлександровнаГолосую! Отличный инструмент!
12.03.2024 22:08:30Таганцев Роман ВасильевичЭто очень важная тема!
12.03.2024 22:08:30Дальниченко Ольга СергеевнаВторой год наблюдаю за работой Сергея Николаевича с обучающимися моего класса. Ребята выполняют работы в различных техниках, применяя навыки рисования, аппликации и конструирования. За этот период ребята стали более увереннее и самостоятельнее в выполнении поставленных задач. Творческие работы обучающихся моего класса занимают призовые места на городских, районных и Всероссийских конкурсах. Голосую за материал Сергея Николаевича и считаю, что представленный проект достоин победы!
12.03.2024 22:08:29Свириденко Наталья АнатольевнаСчитаю работу достойной победы!
12.03.2024 22:08:29Пацуло Наталья АлександровнаЗамечательная программа!
12.03.2024 22:08:29Власова Ольга СергеевнаИнтересная статья!
12.03.2024 22:08:29Власова Александра ЕвгеньевнаВ данном проекте поднимаются очень актуальные вопросы в наше время
12.03.2024 22:08:29Спиглазова Надежда ИвановнаАктуальность проекта обусловлена реальными потребностями школы в коррекции интеллектуальных нарушений школьников . Компенсация недостатков ребёнка возможна при включение его в различную творческую деятельность. Авторам удалось создать условия для развития у ребенка целостного и многогранного представления об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства. Программа является мощным средством коррекционной работы с «особыми» детьми. Сочетание всех методов, форм, технологий приводит к развитию (коррекции) личностных качеств и познавательных процессов.

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su