Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Теремок» (программа психолого-педагогического сопровождения адаптации и развития детей раннего возраста к условиям детской образовательной организации)


Актуальность и значимость проекта

Важным событием последних лет стало принятие ФГОС ДО. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. 

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. 

Для малыша оно сопровождается изменением окружающей его среды, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, и от того как протекает процесс привыкания ребенка к этим изменениям, зависит его дальнейшее физическое, нервно-психическое и социальное развитие. 

Родители также трудно переживают период адаптации своего чада к детскому саду: кардинальные изменение в поведении ребенка вызывают тревогу, мама переживает и расстраивается, а малыш интуитивно копирует эмоциональное состояние мамы, и процесс его адаптации проходит сложнее. 

Именно по этой причине, так актуален вопрос тесного сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей в период адаптации малыша к ДОО. 

Педагогическая литература в большей степени посвящена вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, этот вопрос раскрывается в трудах А. И. Жуковой, Н. М Аксариной, Н. И. Добрейцера, Р. В. Тонкова-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмера, В. Манова-Томовой, Н. Д.Ватутиной и др. 

Анализ теоретической базы и данных практической исследовательской деятельности позволяют нам сделать вывод о том, что во избежание осложнений в начальной фазе адаптации детей к ДОУ, и с целью обеспечения оптимального ее протекания, необходима помощь педагога-психолога, слаженная и продуманная работа воспитателей с детьми и с родителями, создание благополучного микроклимата в детском саду. А грамотное психолого-педагогическое сопровождение интеллектуального развития ребёнка позволит ему своевременно, гармонично и всесторонне развиваться.

Несомненная значимость всего выше сказанного послужила основанием для разработки и апробации программы психолого-педагогического сопровождения адаптации и развития детей раннего возраста в условиях ДОО «Теремок».

Программа утверждена и реализована в МАДОУ «Детский сад» № 1 «Ласточка» города Елизово Камчатского края. 

Данная программа нацелена на сохранение и укрепление здоровья малышей, поступивших в детский сад: помогает создать положительный эмоциональный настрой в груп¬пе, способствует налаживанию контакта  между детьми и взрослыми, развивает общий кругозор малышей, формирует сенсорные и нравственные эталоны, а также способствует дальнейшему благополучному развитию ребенка в ДОО и в семьях. 

Необходимо отметить, что в основу программы положена идея построения занятий на основе русской народной сказки «Теремок» и использования потешек, с целью организации общей и пальчиковой гимнастики для малышей. Текст сказки является авторским, некоторые игровые упражнения и стихотворения, также являются плодом воображения автора программы

Большинство родителей полны энтузиазма и мотивированы на обучение, воспитание и развитие своих детей, но вместе с тем, они мало осведомлены об особенностях психического развития детей, приемах и методах их развития, обучения и воспитания. Эту особенность также учитывает разработанная нами программа: специалисты в лице воспитателей и педагога – психолога предоставят семье квалифицированные консультации по вопросам развития, обучения, воспитания детей раннего возраста, дают рекомендации о способах формирования элементарных навыков самообслуживания, личной гигиены, путях социализации ребенка, для того чтобы обеспечить малышу безболезненный процесс адаптации, сохранить физическое и психическое здоровье, обеспечить своевременное развитие.

Новизна

Новизна программы заключается в новом взгляде на процесс адаптации детей раннего возраста к ДОО: расширено взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи – родители воспитанников имеют возможность получать квалифицированную помощь специалистов по вопросам благополучной адаптации и социализации детей раннего возраста; у родителей пополняется багаж психолого-педагогических знаний о развитии и воспитании детей раннего возраста.

Этапы работы 

Реализация программы психолого-педагогического сопровождения адаптации и развития детей раннего возраста в условиях ДОО «Теремок» проходила в 3 этапа в период с 7 ноября 2016 года по 15 мая 2017 года.

Подготовительный этап реализации программы включал в себя диагностику уровня адаптированности детей раннего возраста к условиям ДОУ на начальном этапе адаптации. Кроме того, подготовительный этап также был направлен на психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам организации жизнедеятельности ребенка в ДОО, обучения, воспитания и развития детей раннего возраста. На этом же этапе проводилась тематическая консультативная работа педагога-психолога с воспитателями. 

Второй этап включал проведение адаптационно-развивающих занятий с детьми группы №1 раннего возраста «Солнышко».

Занятия проводились два раза в неделю, по вторникам и четвергам, в период с 13.12.2016г. по 27.04.2017г. Общее количество занятий составило 35. Время, затрачиваемое на проведение одного занятия с детьми, составляет не более 10-15 минут.

Работа педагога – психолога строилась на доброжелательном отношении к каждому ребенку, индивидуальном и мотивационном подходе. С обеспечением единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса и в постоянном контакте с педагогами и родителями (законными представителями), консультируя их, по всем волнующим вопросам, объясняя тактику и стратегию воспитательно-образовательного процесса. 

Третий этап состоял из итоговой диагностики детей, родителей и педагогов, по критериям, учитывавшимся при первичной диагностике.

Результаты

Полученные в ходе итогового диагностического обследования данные, позволяют нам сделать вывод, о том, что к концу срока реализации программы по адаптации и развитию детей раннего возраста «Теремок», было выявлено 71% детей имеющих высокий уровень адаптированности к условиям ДОО; у 29% детей уровень адаптированности был оценен как средний; детей с низкимуровнем адаптированности не выявлено.

По итогам реализации программы психолого-педагогического сопровождения адаптации и развития детей раннего возраста в условиях ДОО «Теремок», можно сделать следующие выводы: в группе раннего возраста созданы условия для успешной адаптации детей к ДОУ. В результате ведения психолого-педагогической работы с участниками воспитательно-образовательного процесса были достигнута основная цель программы - положительная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО, а также у малышей сформировались навыки взаимодействия со взрослыми и друг с другом, игровые навыки, начальные формы произвольного поведения, расширен запас знаний об окружающем мире: сенсорных эталонах, о животных, растениях.

Необходимо также отметить, что возникло тесное взаимодействие педагогов группы раннего возраста со специалистами детского сада в решении проблем адаптации детей, повышен уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода. 

Таким образом, можно сделать вывод о высокой результативности проводимой психолого-педагогической работы по адаптации и развитию детей раннего возраста в условиях ДОО, в процессе которой были улучшены такие важные показатели психического  здоровья детей, как общий эмоциональный фон, улучшение показателей познавательной и игровой деятельности, положительные взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 1 читатель
12.03.2024 22:08:27Колесникова Наталья АлександровнаОчень интересная программа, включает и теорию и практические материалы. Есть материал для работы с родителями и педагогами. Рекомендую ознакомиться всем дошкольным психологам. Автору огромное спасибо.

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su