- Монина Галина Борисовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи Института детства, РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)
- Мазуренко Татьяна Борисовна
педагог-психолог, (Санкт-Петербург)
- Пучканева Татьяна Николаевна
(Норильск)
Организация: средняя школа № 6 Норильска, детский сад № 30 Красносельского района Санкт-Петербурга и Духовно-нравственный центр Норильска
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта. А важнейшая цель современного отечественного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание высоконравственного, ответственного гражданина России.
Однако, специалисты отмечают духовную незрелость молодежи. Исследования Д. И. Фельдштейна показали: 55% опрошенных юношей и девушек отметили, что ради собственного успеха готовы нарушить христианские заповеди, переступить через общечеловеческие ценности.
Для реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства, придания образовательному процессу целостного, последовательного и перспективного характера, была создана программа «От детства – к отрочеству», авторы: Монина Г.Б., Пучканева Т.Н., Мазуренко Т.Б.
В проект входят:
- программа «От детства к отрочеству»;
- клуб «Вместе с мамой, вместе с папой» - где родители и дети учатся общаться, вместе играть и читать;
- тренинги «Я и мой ребенок», направленные на оптимизацию детско-родительских отношений в семейных диадах (участников тренингов);
- клуб для родителей «Вера. Надежда. Любовь», где мамы и папы, дедушки и бабушки знакомятся с особенностями духовно-нравственного воспитания на разных этапах взросления;
- ежемесячные благотворительные акции (участие во Всероссийском конкурсе рисунков «Твори Добро», результатом которого стала публикация книги лучших работ «О доброте и добрых поступках»; благотворительные ярмарки, создание галереи портретов «Гордость нашей семьи» и др.);
- клуб пожилого человека, участники которого – пожилые люди, которые хотят общаться с детьми и чувствовать собственную нужность и причастность к делу воспитания.
Цель программы: создание условий для осознания, принятия общественных норм и ценностей и формирования нравственного поведения в деятельности детей, подростков и старшеклассников.
Программа создана для дошкольников 5-7 лет, для младших школьников, подростков и старшеклассников.
Преимущества программы:
- Результат работы команды специалистов разных городов России.
- Сотрудничество светских и духовных организаций.
- Учет возрастных особенностей духовно-нравственного воспитания (Л.С. Выготский, Э. Эриксон, В.И. Слободчиков).
- Сетевое взаимодействие ДОУ, школы и других социальных институтов.
- Подробное описание 4-х преемственных программ (для дошкольников, младших школьников, подростков и старшеклассников).
- В программе есть наличие четкой структуры, преемственности каждого модуля по содержанию и по формам.
- Программа технологична: каждый специалист может ее транслировать.
- Программа реализуется на основе технологий индивидуализации и самоиндивидуализации.
Программа основана на системно-деятельностном подходе.
В 2014/15 уч. году прошел 1-й этап апробации программы.
Для выявления эффективности программы был проведен формирующий эксперимент.
Содержание диагностического этапа – исследование когнитивного, эмоционального, поведенческого компонента ДНР детей:
- исследование когнитивного компонента – изучение уровня осознания нравственных норм и представлений о нравственных качествах (метод экспертной оценки);
- исследование эмоционального компонента – изучение эмоционального отношения к моральным ценностям (Орехова, Фанталова «Косынка»);
- исследование поведенческого компонента – выявление правильного поведения в ситуациях морального выбора (метод экспертной оценки, незаконченные предложения Богуславской и др).
Результаты диагностики в детском саду показали прирост уровня всех трех компонентов. Количественный анализ с помощью т-критерия Стьюдента показал статистически значимый прирост уровня поведенческого компонента. Результаты диагностики в школе показал аналогичные результаты: наибольший прирост – поведенческий компонент. Качественный анализ: педагоги детского сада и школы отмечали, что дети и подростки стали более терпимо относиться к сложным ситуациям, чаще выбирать конструктивные способы выхода из конфликта. И, что очень важно, в детском саду и в школе в результате работы по программе создалось СООБЩЕНСТВО РОДИТЕЛЕЙ!
Экспертом программы стал генеральный директор Российского фонда по развитию образования Анна Золотова, которая высоко оценила программу и рекомендовала ее для использования детскими садами.
Норильская и Красноярская епархия также дали высокую оценку программе. Патриарх всея Руси Кирилл познакомился с программой «От детства к отрочеству» и выразил надежду, что количество участников, реализующих программу, будет расти.
Программа «От детства – к отрочеству» участвовала в конкурсе «Новые технологии для новой школы», вошла в четверку лучших программ-победителей и рекомендована для использования образовательными учреждениями Российской Федерации.