Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Организация проектно-исследовательской деятельности одаренных школьников» (методическая разработка)


Автор:

Актуальность, научная и практическая значимость

О проблеме развития одаренности ученые спорят с античных времен. Педагоги, обращая внимание на одних детей и «учитывая» их,  упускают из виду других детей. Отсутствует педагогическая культура выявления и  развития одаренности  в обычных,  а не только элитных школах.  В результате большинство детей и их способности оказываются незамеченными. Педагоги, заметив в стенах школы одаренного ребенка, чаще обращают внимание на неудобство, связанное с психологическими особенностями, сопровождающими его одаренность, чем на то, как объединить свои усилия для психолого-педагогической поддержки развития одаренности. Выявление одаренности вызывает много споров в научных кругах, и на сентябрь 2015г. отечественные ученые признают отсутствие валидного и надежного диагностического инструментария выявления одаренности [Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская, М.Е. Холодная, А.А. Мелик-Пашаев, Д.К. Кирнарская].

Научная значимость

методической разработки заключается в анализе педагогической культуры сопровождения детской одаренности в условиях обычной (а не только не элитной) школы и посредством педагогической кооперации вокруг «зоны ближайшего развития» детей «с признаками одаренности». В описании факторов, способствующих или мешающих выявлению и развитию детской одаренности с целью расширения ресурсов открытого образовательного пространства. В практико-ориентированном подходе принятия детской одаренности педагогами, родителями и детьми.
 
В основу методической разработки заложены принципы:
  1. Идея открытого образовательного пространства.
  2. Идея сквозного вопроса ребенка.
  3. Самоуправление содержанием образования через процессную и итоговую рефлексию проектно-исследовательской деятельности;
  4. Обновление содержания учебных программ под вопрос ребенка.
  5. Педагогическая кооперация (сетевое взаимодействие) вокруг познавательных потребностей одаренного ребенка.

Практическая значимость

заключается в разработке системы педагогической кооперации и сетевого взаимодействия,  наставнического, тьюторского сопровождения вокруг познавательного интереса детей с признаками одаренности и в их «зоне ближайшего развития» (Л.С.Выготский). 

Содержание методической разработки

Методическая разработка состоит из двух частей.
В первой части представлен анализ проблемы по организации проектной и исследовательской деятельности одаренных школьников. Разбирается структура проекта и исследования как инструмента развития одаренности. Обозначена схема организации проектной и исследовательской деятельности школы. Анализируется круг задач по организации проектно-исследовательской деятельности, во-первых, на уровне школьной администрации, во-вторых, на уровне педагогического коллектива - научных  руководителей детских проектов и учебных исследований. Рассматриваются условия развития одаренности в период школьного детства.
Даны практические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности одаренных школьников. 
 
Во второй части методическая разработка содержит подборку технологий: игры, упражнения, разминки, направленные на повышение учебной мотивации, познавательной активности, творческого потенциала, общей осведомленности. Предлагаются рекомендации по составлению портфолио участников проектно-исследовательской деятельности. Уточняется научный аппарат, соотношение понятий «задатки», «способности», «одаренность», «талант», «гениальность». Определяются подходы к выявлению и развитию одаренности в разные исторические эпохи. В заключении показаны результаты практической работы по организации проектно-исследовательской деятельности в школе автора методической разработки. Предложен список основной и дополнительной литературы.
 
В результате ознакомления с предлагаемой методической разработкой педагоги школ приобретут знания, способствующие повышению квалификации по вопросу систематизации работы вокруг образовательного запроса обучающегося и его родителей, с целью расширения спектра качественных образовательных услуг и по нормам ФГОС. Ориентируясь на методическую разработку, педагоги могут овладеть навыками педагогической кооперации, объединяющей педагогический потенциал гражданского общества для неравнодушного отношения к природе детской одаренности, ее выявления и развития.

Основное содержание работы (этапы)

Этапы разработки и публикации  методической разработки «Организация проектно-исследовательской деятельности одаренных школьников»
I этап –написание методической разработки «Организация проектно-исследовательской деятельности одаренных школьников» (июнь-август 2015г.)
II этап –участие  и победа в Республиканском конкурсе методических разработок по организации проектно-исследовательской деятельности одаренных школьников, организованного Карельским институтом развития образования (сентябрь-ноябрь 2015г.)
Одним из этапов конкурса стало публичное представление своего педагогического опыта работы в Республиканской эстафете педагогического мастерства «Учитель- учителю. Реализация ФГОС в образовательных организациях Республики Карелия: эффекты, проблемы, перспективы». 02.11.2015г., на базе Петр ГУ, пр. Ленина, д.33, время: 13.00. Тема выступления: «Организация проектно-исследовательской деятельности как условии успешной социализации одаренных школьников». 
III этап –публикация сборника методических разработок «Организация  проектно-исследовательской деятельности одаренных школьников» . Новость опубликована на официальном сайте ГБОУ РК ЦДК.
 
Примечание: в 2016г. планируется:
  1. Получение обратной связи от тех читателей, кто заинтересовался методической разработкой и теми идеями, которые легли в основу ее содержания. Редактирование содержания текста на основе обратной связи с читателями.
  2. Включение блока о психологических проблемах одаренных детей.
  3. Редактирование блока о проблемах выявления одаренности (сокращение текста).

Результаты, выводы

В содержании методической разработки учитывались результаты, полученные лично автором методической разработки в ходе реализации программы «Первые шаги в науке» с 2006 по 2013 учебные годы на базе МОУ «СОШ №27 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Петрозаводска.  С 2013г автор методических разработок перешла на другое место работы, где решается иной круг задач, тем не менее, практический опыт организации проектно-исследовательской деятельности в школе  позволил оформить накопленные знания в виде методической разработки, опубликованной Центром развития образования г. Петрозаводска республики Карелия в декабре 2015года.
В результате освоения/апробации программы «Первые шаги в науке» дети и подростки становились участниками и победителями школьных, городских, республиканских  конференций по направлению психологии (см. приложение методической разработки). Из этих детей, двое из 7х классов, шесть из 8х классов, трое из 9х классов, трое из 11х классов. Количество призовых мест на разных уровнях: 14- город; три – республика; два – Россия (за отчетный период 7 лет). Количество участников конференций (без призовых мест) школьных, городских, республиканских гораздо больше.  
По итогам работы отмечалось развитие проектно-исследовательской компетентности обучающихся. Не смотря на то, что изначально программа с детьми проводилась в области психологии, ее содержание и структура в последующем позволила  переносить ее на разные отрасли учебных исследований в школе. Основные идеи программы вошли  в методическую разработку «Организация проектно-исследовательской деятельности одаренных школьников»
Основные идеи методической разработки нашли свое отражение в публикации автора.

Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su