«Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками с нарушениями системы саморегуляции деятельности (в том числе с СДВГ) "Золотой ключик"»
Актуальность, научная и практическая значимость
В настоящее время отмечается увеличение количества детей с проблемами саморегуляции произвольной деятельности, в том числе с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Данная группа детей, испытывая различные трудности в обучении, поведении и общении, входит в группу риска по формированию девиантного поведения в подростковом возрасте, поэтому старший дошкольный и младший школьный возраст являются сензитивными для предупреждения развития нарушений поведения и их эффективной коррекции.
В современной литературе можно найти много подходов к работе с такими детьми - от нейропсихологической коррекции и компенсации образовательных нарушений, возникающих в связи с дефицитом произвольного внимания, до тематических бесед с родителями. Однако эффективных программ сопровождения, направленных как на психолого-педагогическую коррекцию когнитивной сферы, так и на социальную сфер у детей, посредством становления у них базовой характеристики поведения - произвольной саморегуляции, не было.
Проблема СДВГ в данной программе впервые связывается с несформированностью системы саморегуляции деятельности и рассматривается как её частный случай. В связи с этим в программе прописан качественно иной основополагающий подход к коррекционно-развивающей и образовательной работе с детьми, заключающийся в поэтапном, грамотном и методичном формировании стратегий эффективной произвольной деятельности, которые и образуют, в конечном счёте, систему саморегуляции ребёнка.
В качестве теоретической модели саморегуляции деятельности используется концепция доктора психологических наук, академика РАО Конопкина О.А. и подход доктора психологических наук, профессора Моросановой В.И. Идеологическая и стратегическая составляющие программы принадлежат научному руководителю, кандидату медицинских наук Белехову Ю.Н.
Занятия с детьми по данной программе структурно и содержательно приближены к ведущим видам деятельности детей 6-10 лет. В них сочетаются элементы сюжетно-ролевой игры и учебной деятельности. На занятиях целенаправленно создаются условия, позволяющие ребёнку раскрыть свои потенциальные возможности, поверить в собственные силы и научиться достигать успеха в любой деятельности.
Коррекционно-развивающая программа «Золотой ключик» разработана для Центров психолого-медико-социального сопровождения и Центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции, может быть использована педагогами-психологами и другими педагогическими работниками в практике общеобразовательной системы школьного и дошкольного образования, в системе дополнительного образования, программа соответствует требованиям, предъявляемым к формированию универсальных учебных действий (УУД) в ФГОС.
Программа имеет социально-педагогическую направленность, является авторской.
Цель и задачи
Целью данной программы является становление основ саморегуляции поведения детей 6-10 лет с нарушениями в произвольной деятельности, в том числе с СДВГ.
Программа предполагает реализацию следующих задач:
- обучение стратегиям саморегуляции и формирование навыков их использования;
- расширение знаний детей о собственных возможностях.
- отработка эффективных форм взаимодействия со сверстниками;
- освоение норм социального поведения;
- формирование личностных качеств учащегося;
- совершенствование свойств внимания;
- развитие навыков саморегуляции деятельности в игре и обучении.
- выявление особенностей познавательной и личностной сфер младших школьников и старших дошкольников.
Основное содержание работы
Работа по программе осуществляется в малых группах 3-5 человек, что обусловлено особенностями детей со сложной структурой дефекта, занятия проводятся дифференцированно, в соответствии с возрастом и проблемами в системе саморегуляции. Группы являются постоянными и закрытыми, что способствует получению наибольшей эффективности.
Программа рассчитана на 24 занятия.
Диагностический блок: 4 занятия, которые включают первичную и итоговую диагностику. Первичная диагностика проводится в начале обучения с целью выявления проблемных областей в системе саморегуляции у конкретного ребёнка. Итоговая диагностика проводится в конце курса для определения уровня достигнутых в процессе занятий положительных изменений.
Основной блок: 20 коррекционно-развивающих занятий, которые делятся на 5 этапов по числу основных стратегий системы саморегуляции.
Каждое занятие проводится в пяти различных классах (тематических зонах), которые ориентированы и оборудованы под различные, строго определенные виды деятельности: Спортивный класс; Класс с эффектом затемнения для работы в условиях сенсорной депривации; Класс продуктивных видов деятельности; Музыкальный класс; Сенсорный класс.
Результаты, выводы
Программа в своём первоначальном варианте проходила апробацию в рамках экспериментальной деятельности сетевой ГЭП 2-го уровня г. Москвы по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей 6-10 лет с СДВГ» 2009-2012 годы.
За время эксперимента в ЗелАО г. Москвы была выстроена эффективно действующая окружная модель сопровождения детей с нарушениями в системе саморегуляции деятельности, в том числе и с СДВГ.
Основным результатом успешного прохождения программы «Золотой ключик» является освоение детьми стратегий саморегуляции произвольной деятельности, активизация познавательных процессов, улучшение коммуникативных способностей, приобретение навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми, формирование адекватной самооценки, гармонизация детско-взрослых отношений, что подтверждается итоговым диагностическим обследованием.
В 2014 году завершена корректировка (в соответствии с результатами апробации) планов-конспектов коррекционно-развивающих занятий к программе и полное внедрение программы «Золотой ключик» в систему сопровождения детей ЗелАО г. Москвы.
- Анкета для родителей «Оценка способности ребенка к саморегуляции своей деятельности» pdf, 79.1 Кб
- Планы-конспекты к программе «Золотой ключик» pdf, 153.1 Кб
- Практические рекомендации родителям ребенка с нарушениями системы саморегуляции деятельности и СДВГ pdf, 204.0 Кб
- Программа коррекционно-развивающих занятий «Золотой ключик» pdf, 214.7 Кб
- Рецензия проф. Л.Б. Шнейдер pdf, 2.77 Мб