Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Разработка программы коррекционной работы образовательного учреждения в условиях малого города» (городской сетевой проект: программа и методические пособия)


Автор:

Актуальность проекта

В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – социально-психолого-педагогическое сопровождение. Сопровождение каждого ребенка – это идеальная модель любой комплексной службы, оказание помощи на пути роста и развития, образования и становления личности, видение возможных проблем и трудностей, раннее предупреждение их.

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в условиях общеобразовательной школы – достаточно молодое направление в образовании. Первая книга в помощь школьному психологу вышла в 1991 году: «Рабочая книга школьного психолога» под ред. А.И. Дубровиной. В работах Битяновой М.Р., Овчаровой Р.В., Фридмана Л.М. также рассматривались вопросы психологического мониторинга в школе. Изучение указанных и других источников позволило определить основные цели и задачи комплексного сопровождения, направления и содержание работы педагогов. При этом все же отдельные стороны процесса сопровождения оказались не достаточно разработанными. И поэтому педагоги затрудняются определять трудности ребёнка и порой не знают к кому обратиться за помощью. Задача методической службы – формирование единого методического пространства, способствующего объединению деятельности педагогов и специалистов по организации работы с детьми с трудностями в обучении.

Деятельность специалистов в рамках сопровождения предполагает:

  • осуществление совместно с педагогами анализа школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;
  • определение психолого-педагогических критериев мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития воспитанников.

Цель проекта: подготовка педагогов к разработке и внедрению в образовательных учреждениях города программы коррекционной работы для детей с трудностями в обучении с целью повышения эффективности их обучения и воспитания.

Задачи:

  1. Анализ состояния системы коррекционно-развивающего образования в городе.
  2. Разработка модели взаимодействия субъектов сопровождения ребёнка с трудностями в обучении.
  3. Повышение квалификации педагогов по направлениям сопровождения.
  4. Повышение профессиональной компетентности педагогов по осуществлению комплексного сопровождения детей с трудностями в обучении в условиях города.

Сроки реализации проекта и результаты:

2009 год – создание условий для запуска проекта, прогноз и снижение возможного риска.

2010-2014 годы

  1. Организация работы постоянно действующей лаборатории «Сопровождение ребёнка с трудностями в обучении в условиях образовательного учреждения» кафедры специального (коррекционного) образования Института развития образования Кировской области (зав.кафедрой Ирина Алексеевна Крестинина), в рамках которой будет проходить обмен опытом и информацией, обучение педагогов современным технологиям, подготовка материалов учебно-методического пособия «Содержание и организация коррекционной работы в образовательном учреждении» .
  2. Разработка педагогами программ коррекционной работы для основной образовательной программы образовательного учреждения.
  3. Участие педагогов в работе школьных медико-психолого-педагогических консилиумов в образовательных учреждениях
  4. Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для детей с трудностями в обучении с использованием «Дневника психолого-педагогического сопровождения», разработанного педагогами города в рамках областной лаборатории.

Содержание проекта

В педагогическом сообществе идёт постепенное осознание того, что для успешного решения проблем детей в школе необходимо привлекать специалистов: медицинских работников, педагогов- психологов, учителей- логопедов, дефектологов, социальных педагогов. Сотрудничество специалистов строится на основе комплексного подхода к проблемам школьника, единства диагностики и коррекции, преемственности в работе педагогов. Выдвигается задача совершенствования системы образования в городе. В ходе анализа ситуации были выделены три этапа сопровождения:

  • предшкола, подготовительные группы дошкольного учреждения;
  • начальная школа, первый-четвертый классы;
  • среднее звено основной школы, пятый-шестой классы.

Определён смысл сопровождения через проведение городских семинаров ДОУ и МОУ, ДОД и ОУ, совещаний по «работе в команде», организации педагогических мастерских «Неделя воспитателя ГПД», «Декада дефектолога», «Логопедические чтения», «Городской День психолога».

Выбрать «сквозную» систему мониторинга, позволяющую отследить динамику ребёнка от 6 до 12лет, помогли курсы в ИРО Кировской области на кафедре специального (коррекционного) образования по теме «Психолого-педагогическая диагностика, прогноз и профилактика школьных трудностей». Группа педагогов из детских садов и школ города объединилась для работы по данному направлению.

В реализации деятельности по сопровождению педагогами и специалистами используются диагностические материалы по методикам Л.А. Ясюковой «Методика определения готовности к школе» и «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3–6-х классах» и педагогические диагностики (карты школьных трудностей).

Проектируем программы коррекционной работы в образовательных учреждениях для детей с трудностями в обучении (индивидуальные образовательные маршруты). В рамках областной лаборатории разработали «Дневник психолого-педагогического сопровождения», где заполняем карту динамического развития ребёнка по формированию универсальных учебных действий.

План работы специалистов в рамках проекта

Сроки

Мероприятия

1

Август

Информационное совещание по использованию диагностических материалов. Организационное совещание «Работа в команде»

2

Сентябрь

Вводная диагностика и заполнение психологических характеристик.

3

Октябрь

Обсуждение диагностических карт. Составление индивидуальных маршрутов.

4

Ноябрь

Составление коррекционно-развивающих программ работы специалистов.

5

Декабрь-январь

Корректировка программ специалистами. Промежуточные диагностики.

6

Январь

Круглый стол «Работа в команде»

7

Февраль

Корректировка программ комплексного сопровождения.

8

Март

Итоговая диагностика и заполнение психолого-педагогических характеристик.

9

Апрель

Обсуждение диагностических карт. Результативность реализации индивидуальных маршрутов.

10

Май

Итоговое совещание « Работа в команде» по использованию индивидуальных комплексных коррекционно-развивающих программ развития.

11-12

Июнь- июль

Индивидуальные консультации и групповые встречи

 

Результативность проекта:

  • обеспечивает взаимодействие специалистов образовательных организаций города;
  • позволяет проследить эффективность применения программ коррекционных занятий в соответствии с достижениями воспитанника;
  • способствует изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта.

Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su