Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Карта пространства субъективной психической реальности» (авторская метамодель субъективной психической реальности, как базовый инструмент психолога)


Актуальность и содержание исследования

Сегодня все чаще сопровождение процессов или явлений в любой области осуществляется с помощью дорожной карты. Обилие и точность современных карт и средств навигации поражает воображение. Давно составлены карты космического пространства, и на Земле, похоже, не осталось места, которое было бы невозможно найти на карте. Составляются карты микробиоты, карты предсказания преступлений, карты покупок в интернет-пространстве, карты движения наночастиц по структурам мозга. Возникает вопрос, есть ли еще пространство, картирование которого пока не осуществлено?

Интерес к изучению внутреннего мира человека существовал всегда, с момента зарождения цивилизации - и на житейском, и на научном уровне. Сегодня существует реальная необходимость дальнейшего движения вперед психологического знания о внутреннем мире человека. Логика его развития, реальные запросы людей, ожидающих от психологов профессиональной помощи, требуют аккумулировать накопленный багаж и конкретизировать его в жесткий каркас научного знания, имеющий точку отсчета, на которую могли бы опираться психологи, оказывающие эту помощь.

Чтобы осуществить движение вперед и построить верный маршрут, необходимо знать точное место своего нахождения, как реальную точку отсчета и иметь карту пространства. Без этого знания можно путешествовать только как Алиса в Стране чудес.

Как составить научную карту пространства, о котором в науке сложилось представление, как о беспространственном, ненаблюдаемом явлении? Для этого необходимо показать, что пространство субъективной психической реальности существует, что оно структурировано, и что, имея свои специфические особенности, построено по законам объективной реальности. Необходимо выделить психическую причинность и ее виды, отразить закономерности и механизмы структурирования пространства субъективной психической реальности, факторы, влияющие на его развитие, то есть, составить его модель, как карту крупного масштаба. И уже на ней можно наглядно показать конкретное «местонахождение» основных структур психической реальности, связи, которые их объединяют, «увидеть» процесс их функционирования.

Мы представляем пространство субъективной психической реальности как единое структурное целое, как динамическую систему, связанную с внешним миром, имеющую специфические особенности, которые аккумулируются в ее единице, определяющей свойства системы, выступающей ее системообразующим фактором.

Системообразующим фактором пространства субъективной психической реальности выступает «Потребностно – установочная система».

Мы предполагаем, что «Карта пространства субъективной психической реальности», как методологическая метамодель, может выступать в качестве опорной понятийной схемы изучаемого явления – субъективной психической реальности, как предмета науки.

По выражению Д.Н. Узнадзе, психологи не сомневаются в существовании психической реальности, которую они изучают. Ключевым является вопрос повышения эффективности накопленных знаний, путем их наглядного, визуального обозрения. Вопрос в том, чтобы механизмы и закономерности психической реальности «открылись» наглядному изучению, чтобы было сразу видно, где их следует искать. П.Я. Гальперин отмечал, что психологическое знание, имеющее «жесткий каркас», построенное как некая карта, может стихийно наводить психолога на верные представления.

«Карта пространства субъективной психической реальности» может выступать как базовый инструмент психолога. Как его теоретический и практический инструмент, благодаря которому, - перефразируя выражение Г.В. Гербарта, - его «психологическое сознание» как специалиста, перестанет находиться в состоянии мяча, перебрасываемого из стороны в сторону по огромному «полю» психологических знаний, а приобретет осознанное направление.

Нам представляется, что «Карта пространства субъективной психической реальности» как методологическая модель, может выступать тем фундаментом, на котором могут непротиворечиво объединится концепции различных психологических школ и направлений. На ее основе можно составить единую «Карту психологического знания», начиная с античной натурфилософии и до наших дней, где каждое направление можно обозревать в его точных координатах. Изменяя масштаб карты, можно в ее ключевых точках подробнее рассмотреть «свернутый» эмпирический и эвристический материал, отражающий изучаемое явление.

Нам представляется, что наглядность подобной карты позволит сфокусировать разные точки зрения и вернуть в единую точку отсчета внимание ведущих направлений изучения психического. Вернуть их расфокусированный взгляд, углубленный и погруженный в кропотливое изучение выбранного направления, отдаляющий психологические школы друг от друга и от совместного диалога, который возможен только в едином пространстве взаимодействия, которым, как нам представляется, и выступает изучаемое психологами пространство субъективной психической реальности.

Новизна исследования

В предлагаемом исследовании дано обоснование гипотезы о правомерности выделения субъективной психической реальности как особого пространства, как целого, имеющего специфическую структурную организацию. Описан пространственно – временной принцип его структурирования. Дается аргументация для выделения оснований структурирования субъективной психической реальности и постановки исследовательских задач. Психическая реальность рассмотрена как пространственно-временной континуум. Описана метамодель «Карта пространства субъективной психической реальности».

В ходе исследования философских начал психической реальности, создана философская модель «Модель умопостигаемого бытия» и философская модель «единицы» психического. Выделены механизмы структурирования психической реальности и ее развития, а также механизмы структурирования и развития сознания личности.

На основе философской модели составлена «Психологическая модель пространства субъективной психической реальности». В ее основу были положены принципы: системности, детерминизма, развития и отражения. В психологической модели выделена «Динамическая модель психической причинности» и описаны основные виды психической причинности, которые раскрывают ее системный характер. Детерминизм психической реальности составляют взаимодействие: целевой, ориентировочной, воздействующей, горизонтальной, субъективной, вертикальной причинности и Я-причинности.

Выделены основные структурные уровни пространства субъективной психической реальности и ее компоненты: горизонтальный и вертикальный уровни, оси познания, деятельности, понимания (развития), их функции (как функциональных органов).

Выделена «единица» психического и описана «Модель потребностно – установочной системы» как структурной и функциональной единицы пространства психической реальности. Описаны принципы, детерминирующие ее организацию, алгоритм и программа ее работы.

На основе принципа отражения выделены и описаны новые виды отражения, их механизмы и составлена «Модель Перископа сознания», компонентами которого являются «Рабочее окно сознания» и «Экран воображения».

Дана аргументация значения карты пространства субъективной психической реальности, как базового инструмента психолога, как целостной системы «крупного масштаба», позволяющей наглядно «обозревать» психическую реальность, оперативно и точно намечать цели и задачи её теоретических исследований и пути решения практических задач.

В 2015 году автором опубликована книга «Психологическая карта личности ребёнка. Путеводитель для родителей». Содержание книги позволяет родителям, применяя современные достижения психологической науки, составить индивидуальную карту личности своего ребёнка и использовать её как эффективный инструмент в воспитании и развитии.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 25 человек
Рыженков Александр НиколаевичБезусловно автор проделал большую работу, разрабатывая метамодель субъективной психической реальности. Изложенная в проекте информация систематизирована и структурирована, и показывает базу, заложенную этой работой для дальнейших практических и научных работ.
Игнатова Лада ЮрьевнаКарта пространства субъективной психической реальности выступит как базовый инструмент психолога; как его теоретический и практический инструмент, что позволит его психологическому сознанию приобрести осознанное направление.
Королькова Виктория СтаниславовнаАвторская метамодель позволит сфокусировать разные точки зрения и вернуть в единую точку отсчета внимание ведущих направлений изучения психического.
Лутова Ксения СергеевнаОчень интересный проект!
Педанова Полина ВасильевнаПроект является актуальным и значимым. Используемые в проекте методики являются востребованными и представляют интерес для научного сообщества.
Каширина Наталья МихайловнаПроект актуальный, инновационный и интересный. Возможна мультипликативность.
Иванова Юлия АлександровнаЗамечательный проект
Иванова Екатерина ЕвгеньевнаАктуальный, практико-ориентированный и очень перспективный проект.
Грищенко Елена АлександровнаОчень интересный и актуальный проект!
Чумичева Раиса МихайловнаАвтор предлагает новый подход к осмыслению субъектной психологической реальности как пространству зарождения и жизни человека. Автор стремиться не только описать это пространство и составить карту, которая может быть базовым инструментом психолога. Усилия автора направлены на осмысление и интеграцию имеющихся знаний с целью создания «структурированного целого» и «единой теоретической базы» психологии, целостного взгляда на субъектную психологическую реальность как систему. Ценным является избранный автором системогенез субъектной психологической реальности как пространственной структуры, выступающей условием возникновения и развития его сознания. Обогащают работу материалы о модели структуры личности и дететерминации личности смыслом. Введенное Е.Н.Лебеденко понятие «перископ сознания» и его модели делают работу инновационной и перспективной. В работе корректно использованы исследования классиков отечественной и зарубежной психологии. Следует высоко оценить работу Е.Н.Лебеденко и реком
Сергеева Ирина ВикторовнаСчитаю данный проект инновационным и перспективным не только с точки зрения психологии, но и со стороны смежных наук.
Айрапетова Варсеник ВладимировнаОчень практико-ориентированный проект!
Мельникова Елена ВалентиновнаДанное пособие, написанное научным, но достаточно ясным языком, может служить практическим руководством для тех, кто хочет выстроить с детьми новую модель взаимодействий, основанную на глубоком понимании механизмов поведения и поступков ребёнка в разные периоды его развития и способствующую максимальному развитию творческого потенциала формирующейся личности.
Еграшкин Игорь АлександровичСложнейшая тема, по отношению к которой пока нет верифицируемой сети психологических концептов. Каждая работа в этом направлении закладывает основы новых направлений в психологии.
Соловьева Ольга ВладимировнаСчитаю идею создания модели субъективной психической реальности весьма перспективной. Автором поставлена амбициозная задача – создать «Карту пространства субъективной психической реальности» как методологическую модель, выступающую фундаментом для объединения различных психологических школ и направлений. При этом автор исходит из запроса практической психологии и предлагает теоретико-методологические основания своей модели. Делает попытку выделить психическую причинность и ее виды, отразить закономерности и механизмы структурирования пространства субъективной психической реальности, факторы, влияющие на его развитие. Этот масштабный замысел требует глубокого осмысления и тщательной научной рефлексии.
Тарасова Елена ВасильевнаМне кажется, что эта работа является революционной в системе изучения психологического субъекта. Автором представлен огромный труд, который может стать основой работы как практического психолога, так и научных исследований. В психологии изучено и открыто много направлений, но "каркас" остается размытым и гибким. На мой взгляд, тот системный подход в представлении пространства субъективной психической реальности, который представила Елена Николаевна, имеет ту основу, на которую может опираться успешный и перспективный психолог. Спасибо автору за эту работу!
Бурова Татьяна АлексеевнаОтдаю свой голос за этот проект! Считаю, что работа открывает новые горизонты в психологической науке. Автору мастерски удалось собрать воедино несколько разрозненные представления о сущности, зарождении и структуре функционирования человеческой психики. Ход мысли автора, опираясь на работы авторитетных мыслителей разных эпох и направлений, позволил подняться на новый уровень понимания сложных процессов психического и сделать их более «осязаемыми». Изложение лаконичное, четкое, последовательное, все подчинено логике, подкреплено схематичной визуализацией. Работа ценна в практическом смысле – данный материал способен серьезно повысить эффективность работы практического психолога, а значит проект имеет высокую социальную и общечеловеческую значимость.
Семенова Файзура ОреловнаИнтересный проект по актуальной проблеме.
Бостанова Светлана НиколаевнаМне понравилась метамодель субъективной психической реальности. Автором описаны механизмы отражения, что может мне лично пригодиться при чтении лекций по общей психологии студентам-психологам. Спасибо автору за интересную концепцию!
Uzdenova Alana MagometovnaПриносит радость и удовлетворение логичность, лаконичность и структурированность как самой модели, так и стиля изложения информации автором. Искренняя благодарность и комплименты автору! Интересен подход работы с психической реальностью посредством ее метамодели.
Stamm Eduard HeinrichМетамодель субъективной реальности, преложенная автором, интересна в практическом исползовании и заслуживает распространения
Мозжерина Екатерина ВладимировнаГолосую за данный проект, потому что мне, как начинающему психологу, который заканчивает университет, кажется, что эта модель может являться базовой для работы психолога в практике. Думаю, с ней было бы полезно знакомиться в процессе обучения будущим специалистам, так как она дает достаточно целостное представление о психике с помощью наглядных схем. Автор очень логично и последовательно соединяет философию и психологию, строя доказательную базу на основе классиков школ. При этом получается не разрозненные представления о тех или иных структурах, а целостное их видение.
Ловягина Александра ЕвгеньевнаИнтересный подход: сочетание классики прошлых лет и современности.

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su