Саммит психологов

31 мая
Открытый форум психологов

Дискуссия и пленарное заседание с участием ведущих экспертов и лидеров крупнейших профессиональных организаций

Торжественная церемония награждения победителей и лауреатов XXVI Национального конкурса «Золотая Психея»

1 июня – 3 июня
Секреты профессионального успеха

Мастер-классы, лекции, круглые столы – более 85 мероприятий, охватывающих все сферы практической психологии: образование, здравоохранение, бизнес, социальную сферу и др.

Программа фестиваля

31 мая
Открытый форум психологов
Конференц‑комплекс отеля «Санкт‑Петербург»
Регистрация участников с 9:00
Мероприятия проводятся с 10:00 до 19:45
31 мая 2020
Панельная дискуссия

Страхи и Надежды Человечества. Психология спасет мир?

    Неопределенность будущего и возможности преадаптации человека, отказ от Истины и постправда избыточного информационного потока, моральный плюрализм и утрата смысловых ориентиров, отмена общей картины мира и стремление к индивидуальному самовыражению, глобальные угрозы и диктатура колейного мышления, технологизация среды и нарастание неконтролируемой агрессии…

    Как психология может помочь человечеству в преодолении глобальных рисков эпохи антропоцена?

      К участию в дискуссии приглашены:

      • Пролог

        • Светлана Николаевна Костромина
          Модератор
          Светлана Николаевна Костромина
          профессор, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии личности Санкт-Петербургского государственного университета, член комитета по психологическому образованию EFPA, действительный член ФУМО по психологическим наукам при Министерстве науки и образования РФ, Президент Санкт-Петербургского психологического общества
        • Александр Григорьевич Асмолов
          Александр Григорьевич Асмолов
          профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, научный руководитель Школы антропологии будущего Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ  
        • Наталия Владимировна Гришина
          Наталия Владимировна Гришина
          доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета
        • Вадим Артурович Петровский
          Вадим Артурович Петровский
          профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования, научный руководитель Центра фундаментальной и консультативной персонологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
           
        • Дмитрий Алексеевич Леонтьев
          Дмитрий Алексеевич Леонтьев
          профессор, доктор психологических наук, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии, личности и мотивации, профессор департамента психологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
        • Евгений Васильевич Субботский
          Евгений Васильевич Субботский
          профессор (эмеритус) университета Ланкастер (Великобритания), член Британского психологического общества, чартерный психолог
      • Композиция

        • Артур Александрович Реан
          Модератор
          Артур Александрович Реан
          профессор, доктор психологических наук, академик Российской академии образования, заведующий лабораторией профилактики асоциального поведения Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», исполнительный директор и научный руководитель Федерального социального проекта «Крепкая семья», председатель Федерального научно-координационного совета по вопросам семьи и детства, член экспертного совета Федерального Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
        • Сергей Николаевич Ениколопов
          Сергей Николаевич Ениколопов
          кандидат психологических наук, доцент, руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья, ведущий научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник Школы антропологии будущего Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
        • Виктор Ефимович Каган
          Виктор Ефимович Каган
          доктор медицинских наук (РФ), M.D., Ph.D. (USA), член Независимой психиатрической ассоциации России, почётный член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии, партнёр Альянса помогающих практик «ПроБоно», приглашённый преподаватель Московского института психоанализа и Института гуманистической и экзистенциальной психологии (Литва)
        • Наталия Львовна Белопольская
          Наталия Львовна Белопольская
          профессор, доктор психологических наук, декан факультета Клинической психологии Московского института психоанализа, профессор кафедры детской психиатрии и психотерапии Российской медицинской академии последипломного образования
        • Михаил Михайлович Решетников
          Михаил Михайлович Решетников
          профессор, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, Заслуженный деятель науки РФ, ректор Восточно-Европейского института психоанализа, президент МОО «Европейская конфедерация психоаналитической психотерапии», член Президиума Российского психологического общества, Вице-президент Санкт-Петербургского психологического общества
        • Сергей Михайлович Бабин
          Сергей Михайлович Бабин
          доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, президент Российской психотерапевтической ассоциации
        • Дмитрий Викторович Ковпак
          Дмитрий Викторович Ковпак
          кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, председатель Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, вице-президент Российской психотерапевтической ассоциации, член Исполнительного совета Международной ассоциации когнитивной психотерапии, член Международного консультативного комитета Института Бека
      • Эпилог

        • Александр Григорьевич Асмолов
          Модератор
          Александр Григорьевич Асмолов
          профессор, доктор психологических наук, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, научный руководитель Школы антропологии будущего Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека
        • Тахир Юсупович Базаров
          Тахир Юсупович Базаров
          доктор психологических наук, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и НИУ «Высшая школа экономики», научный руководитель Московской школы практической психологии
        • Галина Владимировна Солдатова
          Галина Владимировна Солдатова
          профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования, профессор кафедры психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник Школы антропологии будущего Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, директор Фонда Развития Интернет
        • Мария Вячеславовна Фаликман
          Мария Вячеславовна Фаликман
          доктор психологических наук, руководитель департамента психологии факультета социальных наук и ведущий научный сотрудник научно-учебной лаборатории когнитивных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований и ведущий научный сотрудник Школы антропологии будущего Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
        • Тимофей Александрович Нестик
          Тимофей Александрович Нестик
          доктор психологических наук, кандидат философских наук, профессор РАН, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН, ведущий научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник Школы антропологии будущего ВШСН РАНХиГС, консультант по организационному развитию, фасилитатор
        • Борис Сергеевич Братусь
          Борис Сергеевич Братусь
          профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования, профессор кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, научный руководитель факультета психологии Московского православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета
      1 июня – 3 июня
      Секреты профессионального успеха
      Институт практической психологии «Иматон»

      Мастер-классы, практикумы, интерактивные лекции, круглые столы

      Тематика Саммита охватывает все сферы практической психологии: образование, здравоохранение, социальную сферу, бизнес. Участники получают Удостоверение о повышении квалификации в объеме 40 академических часов.

      • 2 июня 2020 / 10:00
        2 полных дня (2 — 3 июня)
        Практическая онлайн-конференция

        «Неоклассика системной семейной терапии»

        Санкт-Петербургское сообщество специалистов, помогающих семье

          «Системная семейная терапия существует почти 70 лет в мире и 30 лет в России. За эти годы она превратилась в огромный конгломерат концепций, идей, методов, техник и способов работы, зачастую выхолащивающих саму суть, определяющую эффективность данного подхода. На нашей – сугубо практической – конференции мы представим реальную работу, которая опирается на классические положения семейной системной терапии. Мы поделимся опытом, который существует и развивается в настоящее время, приобретает новые формы, оттенки и контексты, но не теряет при этом главной сути системной работы с семьей», — рассказывает Е. Уголева.

          Во всем мире специалистов, работающих с семьёй целиком, совсем немного – тем актуальнее познакомиться с опытом успешных практиков. Кейсами работы с реальными семьями поделятся Е.Ю. Уголева, И.Д. Ефремова, С.В. Григорщук, С.Э. Медведев, О.И. Мэтью, Т.Л. Харабурова и другие специалисты, помогающие семье.

          На Конференции будут представлены мастерские, интерактивные лекции и круглые столы, посвященные практически актуальным темам:

          • семейная системная терапия шизофрении;
          • работа с семьями с «трудными" подростками»;
          • семейная психотерапия анорексии;
          • ко-терапия в работе с семьей;
          • дифференциация в семьях и «эмоциональный развод» супружеской пары и многие другие...
        • 2 июня 2020 / 10:00 — 10:35
          35 минут

          Ландшафт системной семейной терапии

          Пленарное выступление. Практическая онлайн-конференция «Неоклассика системной семейной терапии»
            • Алексей  Михальский
              Алексей Михальский
              к.п.н., клинический психолог, семейный терапевт, член Международной ассоциации семейной терапии (IFTA) и Европейской ассоциации краткосрочной терапии (EBTA) с 1996; работает в подходах: ОРКТ, ССТ, КБТ, ПтКБ (Терапия конструирования будущего)

            В выступлении будет представлена дорожная карта возникновения и развития различных подходов семейной терапии, ключевые сведения об их основателях, заметных представителях и центрах. Интерес представляют выявленные узловые пересечения, которые позволят проследить обмен и взаимодействия между подходами семейной терапии. Куст подходов психотерапии, обозначаемый как «системная / семейная терапия» имеет свою логику развития и широкое разнообразие. Посмотрим на пейзаж семейной терапии с высоты птичьего полета. Разговор о прошлом поможет консультантам определить свою позицию в настоящем и будущем.

          • 2 июня 2020 / 10:35 — 11:10
            35 минут

            Семья сегодня — новые кризисы и новые возможности

            Пленарное выступление. Практическая онлайн-конференция «Неоклассика системной семейной терапии»
              • Сергей  Медведев
                Сергей Медведев
                психиатр-психотерапевт, к.м.н., член Общества семейных консультантов и психотерапевтов, Российского общества психиатров, Ассоциации детских психиатров и психологов и Профессиональной психотерапевтической лиги, сооснователь Санкт-Петербургского сообщества специалистов, помогающих семье, преподаватель программы дополнительного профессионального образования «Семейное психологическое консультирование: системный подход» в Институте практической психологии «Иматон»

              Современность в зеркале семьи. Развитие новых технологий и динамика макросоциальных процессов формируют новые условия функционирования семейной системы, формулируя новые задачи. Классические положения системной теории получают подтверждение и обретают новое звучание.

            • 2 июня 2020 / 11:10 — 11:50
              40 минут

              Системные изменения в семьях и в работе с ними. До ... и после...

              Пленарное выступление. Практическая онлайн-конференция «Неоклассика системной семейной терапии»

                Времена изменились. Семья меняется динамично, хотим мы того или нет. Подходы к работе с семьей тоже меняются, но, на мой взгляд, с некоторым запаздыванием. Сама семейная терапия, будучи молодой, но уже достаточно зрелой в наших реалиях, приобретает все новые формы и развлетвляется на множество подходов, направлений, течений. Какие формы и способы работы полезны сейчас? Что мы упускаем, работая индивидуально? Нужна ли работа с расширенной семьей в наши дни? Как максимально продуктивно готовить специалистов по работе с семьей?

              • 2 июня 2020 / 12:10 — 14:00
                1 час 50 минут
                Интерактивная лекция

                Панические атаки и соматоформные расстройства

                Модные болезни 21 века и/или отражение симбиотических отношений в семье

                  Мюррей Боуэн писал: «психологическое и физическое функционирование отдельной личности, как и ее поведение, регулируется ВЗАИОМОТНОШЕНИЯМИ в гораздо большей степени, чем это было принято считать ранее». И в практике это четко видно. Насколько меняется  человек, когда на приеме присутствует вся семья! Эмоциональное поле семьи, то, что недосказано и скрыто, потеряно и незнакомо — как внутри ядерной семьи, так и по всему роду — создает определенный уровень напряжения, в который каждый член семьи включается на языке конкретной системы. И чаще всего коммуникация, позволяющая быть достаточно расслабленным, нарушается в кризисные моменты семьи.

                  Работая врачом-психотерапевтом в поликлинике, я часто общаюсь с людьми, которые обращаются за помощью с жалобами на чувство нехватки воздуха, головокружения, сердцебиения, подъемы давления, диарею или другие нарушения работы внутренних органов. После обследования и исключения органической составляющей, важная часть работы заключается в понимании людьми, как взаимосвязаны их мысли и переживания с работой вегетативной нервной системы. В основном помощь индивидуальной психотерапии заключается в обучении методикам расслабления и работой с иррациональными мыслями. В медикаментозном плане назначаются антидепрессанты и транквилизаторы. Это, несомненно, имеет свои положительные результаты. Однако бывают случаи рецидивов или неэффективности медикаментозной терапии. Я бы хотела рассмотреть, какие новые возможности дает взгляд на эту симптоматику с позиции теории семейных систем. Когда симптоматика (поведение) одного члена семьи, рассматривается как часть общего рисунка.

                  Опишу стандартный случай, собранный из нескольких. У женщины (30 лет) сидящей  долгое время в декрете, когда ребенок соберется идти в первый класс, появляется головокружение и ощущение предобморочного состояния перед выходом из дома. Она не может водить его в школу. А со временем и не может выходить далеко от дома (агорафобия). Это совпадает с кризисом супружеской жизни 10 лет. Ее супруг, который сначала поддерживает, берет на себя часть обязанностей, затем начинает злиться и дистанцируется. Он не понимает, как здоровая женщина может падать в обмороки на улице, когда ему надо работать. Ведь он остается единственным кормильцем в семье, подкрепляя свою значимость. Тогда обязанность по социализации ребенка ложится на бабушку (свекровь), у которой недавно умер муж. И помощь внуку, которого надо водить на футбол и шахматы, очень помогает справиться со своим горем и одиночеством. Оставаясь дома, пациентка может вести быт еще лучше, чем раньше, до полдника занимается собой, потом уроками с ребенком, «отдавая» другие обязанности оставшимся членом семьи. И всех бы все устроили, если бы не... И, с одной стороны, симптом  матери доставляет всем большой дискомфорт, с другой стороны, он помогает собрать на себя все напряжение в семейной системе (стабилизирует гомеостаз). И когда на прием приходит вся семья (включая бабушек и дедушек), то в ходе общения с семейными терапевтами в эмоциональном поле семьи происходят изменения, позволяющие каждому члену семьи проявиться, стать собой и не прятаться за симптоматикой (невротика, трудоголика, жертвы и т.д.) и потом передоговориться.

                  Основная сложность в данной работе — объяснить сначала связь, например, ощущения кома в горле с переживаниями человека, а потом и то, зачем нужна семья на приеме.

                  Но когда семья приходит, становится видимым и ясным, насколько эмоциональное состояние одного члена семьи отражает другого. Ресурсы для изменений в системе — а, значит, и каждого ее члена — находятся внутри семьи. И в процессе общения друг с другом можно не только ком в горле «прогнать», но и обрести более доверительные и близкие отношения друг с другом.

                • 2 июня 2020 / 12:10 — 14:00
                  1 час 50 минут
                  Мастерская

                  Трансгенерационные процессы в ядерной семье

                    На консультацию к семейному психологу приходят семьи и делятся сложностями, тупиками в совместной жизни, взаимным разочарованием, обидами, обвиняют друг друга. Обида нередко звучит и в адрес родителей супругов, но «мы не хотим к ним обращаться, это их не касается», «они не поймут», «лучше им не знать». Очевидна потребность в теплом и легком общении, но каждый бережет близких от себя. Много противоречивых чувств, неравнодушия и одиночества, дефицит легкого и теплого общения. И так из поколения в поколение...

                    На примерах из практики проиллюстрирую как трансгенерационные (межпоколенческие) процессы формируют эмоциональные и коммуникативные паттерны в ядерной семье, как они влияют на качество жизни и отношений, и чем здесь может помочь семейный психолог, а чем — нет. Постараюсь ответить на вопросы можно ли ослабить тиранию «семейных мифов» (и как они «работают»), стереотипов реакций друг на друга, взаимных проекций? Как помочь членам ядерной семьи чувствовать себя частью родительских семей, и при этом оставаться самими собой, не терять себя и не предавать себя? Чем приходится платить за слияние с родителями и детьми, и выход из него?

                  • 2 июня 2020 / 15:00 - 16:50
                    1 час 50 минут
                    Интерактивная лекция

                    «Сломанные» подростки: трудности сепарции

                      • Галина Михайловна Галушкина
                        Галина Михайловна Галушкина
                        семейный терапевт, детский психолог, опыт работы с 2000 года; работала психологом в детском саду, школе; создавала семейный проект в российско-немецкой организации «Перспективы» для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями; участвовала в открытии класса инклюзивного образования, работала с приемными семьями

                      За последние годы увеличилась частота обращений с трудным поведением подростков. Под «трудным поведением» подразумевается многое: выпадение подростка из жизни, замирание, отсутствие интереса и мотивации, вычурные поступки, агрессия...

                      На мой взгляд, это связано с трудностями сепарации в семье, одного из самых важных этапов взросления человека. Какие процессы происходят при этом в обществе, родительской семье? Как семья может способствовать или препятствовать сепарации подростка?

                      На лекции пойдет речь об особенностях протекания сепарации в семьях с подростками, связанных с современными условиями жизни. Поговорим о новообразованиях подросткового возраста и специфике семьи на этом этапе жизненного цикла.

                    • 2 июня 2020 / 15:00 — 16:50
                      1 час 50 минут
                      Круглый стол

                      Полипрофессиональный подход: алгоритм взаимодействия специалистов в психотерапевтической практике

                        Участники: Медведев Сергей, Смиренская Елена, Баротова Эвелина.

                      • 2 июня 2020 / 15:00 — 19:00
                        3 часа 40 минут
                        Мастерская

                        Семейная системная терапия расширенной семьи: для чего? возможно ли? каков результат?

                          В наш кабинет приходило 10,15 и даже 18 человек из одной семьи. Несколько раз семьи брали с собой на прием собак. 8 - 10 человек приходит нередко: обычно это 3 поколения — родители с детьми и со своими родителями, братьями, сестрами и даже порой с друзьями, бывает и 4 поколения (включая дедушек или бабушек-инвалидов и тяжело больных родственников). Когда я рассказываю об этом, вижу порой удивленную и иногда даже испуганную реакцию: мол, что это и зачем?

                          На мастерской расскажу об устройстве семейной системы, межпоколенческих процессах, серьезно влияющих на жизнь семьи, о том, как проводить первичный прием и для чего нужно и важно вести такую объемную работу.

                          На рискованном приеме с расширенной семьей происходит много интересных и важных вещей, можно:

                          • изменить гомеостатические, «застрявшие в детстве» проекции на родителей и других сверх-значимых членов семьи;
                          • сделать важную работу по перестройке паттернов взаимодействия, мешающих продуктивному развитию;
                          • начать или продолжить сепарационные/дифференциационные процессы;
                          • сделать шаги в направлении Эмоционального Развода, а также по преодолению Эмоционального Разрыва с семьей;
                          • отрегулировать дистанцию с членами семью, отвечающую актуальным потребностям;  
                          • осуществлять освобождение от «мусора» устаревшего гомеостаза семейной системы;
                          • двигаться в сторону принятия многих естественных фактов собственной жизни;  
                          • проявлять чувства и высказывать мнения о происходящем в семье легально и безнаказанно...и многое другое.

                          Иллюзия независимости друг от друга мешает нам ощутить связь реакций внутри семьи. То, что мы не помним, как формировались наши стереотипы взаимодействия, не означает, что они сформировались сами по себе и присутствие даже на одной встрече расширенной семьи дает возможность ощутить (в большей степени, чем понять) и это влияние, и  свои реакции на него. А заодно, определить свое к ним отношение, словом дифференцироваться по-максимуму.

                          Нередко члены семьи знакомятся или видятся впервые за многие годы («20 лет назад виделись на свадьбе детей и вот теперь»), узнают разные детали жизни друг друга (дети с интересом слушают, где и как познакомились или впервые поссорились их мама и папа). Даже одна такая встреча позволяет в какой-то степени отделить проекции и фантазии друг о друге от реальности.

                          На своем воркшопе попробую не только ответить на эти вопросы, но и в сжатой форме передать дух системной семейной классической терапии, невероятно актуальной в наши дни.

                          И НЕ ДУМАЙТЕ, ЧТО ЭТО ЭКЗОТИКА!

                        • 2 июня 2020 / 17:10 — 19:00
                          1 час 50 минут
                          Мастерская

                          Системная семейная терапия шизофрении – игра на поле парадоксов

                            В настоящее время подавляющее большинство научных подходов к психотерапии шизофрении представлены линейной моделью. Работа с человеком, нарушенным психотически, проводится в психоаналитическом ключе, гештальт подходе, психообразовательном подходе. Эта работа оставляет за пределами терапевтического влияния семью больного шизофренией. Системный семейный подход в терапии шизофрении затрагивает этиопатогенетический уровень развития данной психопатологии.

                            На мастерскую приглашаются: врачи-психиатры, психотерапевты, психологи, а также пациенты и их родственники.

                            В процессе обучения участники смогут:

                            • Познакомиться с особенностями метода системной семейной терапии
                            • Узнать отличительные характеристики семейной системы больного шизофренией
                            • Понять, что означает понятие double bind и научиться замечать двойное послание в собственной семье

                            В программе:

                            1. Парадокс и контрпарадокс – читаем контексты.
                            2. Особенности позиции семейного терапевта в работе с психотически организованной семьей.
                            3. Методики и техники системного семейного консультирования в работе с семьей больного с шизофренией.
                            4. Котерапия — быть или не быть?

                            Формы работы: лекция, краткое тестирование, демонстрация кейсов, групповое обсуждение.

                          • 2 июня 2020 / 17:10 — 19:00
                            1 час 50 минут
                            Интерактивная лекция

                            Сексуальные злоупотребления в отношении детей в фокусе системного подхода

                              Данные ряда масштабных исследований, проведенных международными организациями, показали, что каждый пятый ребенок по меньшей мере один раз в жизни подвергался сексуальным злоупотреблениям. Исследователи в этой области квалифицируют как сексуальное злоупотребление в отношении несовершеннолетних любое участие ребенка или подростка в действиях сексуального характера, которые он/она не в состоянии понять, которые не соответствуют его/ее возрасту и психосексуальному развитию и которым он/она подвергается в результате принуждения, насилия или соблазнения либо которые нарушают существующие общественные табу семейных ролей.

                              • Елена Викторовна Иоффе
                                Елена Викторовна Иоффе
                                кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, доцент кафедры психотерапии, клинической психологии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова, преподаватель Института практической психологии «Иматон», член Координационного совета при Правительстве Санкт-Петербурга по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на период 2017-2022 гг., член Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России», член Санкт-Петербургского психологического общества, член Санкт-Петербургского сообщества специалистов, помогающих семье

                              Факты сексуальных преступлений в отношении детей редко выявляются на момент их совершения. Как правило, жертва сообщает о них лишь месяцы, а то и годы спустя. Часто молчание нарушается во взрослом возрасте, а то и никогда. Однако сексуальное насилие и злоупотребление, пережитое в детском возрасте, может стать причиной развития посттравматических психологических реакций, тяжелых психических расстройств и аномального развития личности. Актуальность этой проблемы становится все более очевидной в связи с тем, что, как и во всем мире, в России растет число обращений за психологической помощью взрослых, которые стали жертвами сексуального насилия в детстве.

                              Примерно 80% фактов сексуальных злоупотреблений совершается лицами, пользующимися доверием ребенка – членами семьи, кем-то из ближайшего окружения или из образовательной среды. Большая часть случаев сексуальных злоупотреблений в отношении детей внутрисемейного и внесемейного типа обнаруживается в «дисфункциональных» семьях, которые и так находятся в поле зрения специалистов. Однако в «условно нормальных» семьях действия сексуального характера в отношении ребенка или подростка могут продолжаться годами. Ребенку очень трудно рассказать о том, что с ним происходит из-за чувства стыда, из-за пребывания в зависимом положении и страха наказания со стороны агрессора или из-за страха быть обвиненным во лжи. В связи с этим при оказании помощи пострадавшему ребенку необходимо учитывать, что он неразрывно связан со своим окружением, которое стимулирует и подпитывает те специфические отношения, из которых ему очень сложно выбраться самостоятельно.

                              С распространением серийной моногамии, родительские функции все чаще выполняют взрослые, не состоящие с ребенком в кровном родстве, что у слабо дифференцированных людей может ослаблять табу на инцест. С точки зрения теории семейных систем такой симптом, как сексуальные злоупотребления в отношении детей и подростков можно понять через анализ вовлечения их в триангулярные отношения, связанные с властью, конкуренцией и ревностью. Особенно это касается тех семей, которые характеризуются высокой степенью эмоционального слияния и недостаточно прочными физическими, эмоциональными и социальными границами между ее членами.

                              Ситуации сексуального злоупотребления в отношении детей вызывают сильные эмоциональные реакции, из-за которых профессионалы часто не могут сохранять нейтральность и передают такие случаи коллегам. Специалистам может не хватать компетенций в области психологии сексуальности и владения оптикой системного подхода, чтобы при оказании помощи пострадавшему ребенку сконцентрироваться на учете конкретных обстоятельств его жизни и направить усилия на устранение серьезных нарушений в функционировании семейной или образовательной системы, с которой он неразрывно связан.

                              В интерактивной лекции будут рассмотрены:

                              1) Предрассудки, ограничивающие специалистов в работе с ситуациями сексуальных злоупотреблений в отношении ребенка.

                              2) Представление о сексуальных злоупотреблениях как следствии системы отношений в окружении ребенка:

                              • фокус на описании внутрисемейных сексуальных злоупотреблений с помощью анализа взаимосвязанных эмоциональных треугольников внутри эмоционального процесса, охватывающего несколько поколений;
                              • трансгенерационный подход к анализу ситуаций сексуальных злоупотреблений в отношении ребенка.

                              3) Анализ социо-культурного контекста, стимулирующего трансгрессивные внутрисемейные отношения.

                              4) Принципы организации специализированной работы с системами, создающими условия для сексуальных злоупотреблений в отношении детей и подростков:

                              • активная позиция специалистов по охране детства в работе по устранению нарушений в функционировании всей семейной системы, допускающей сексуальное злоупотребление в отношении детей;
                              • межведомственное взаимодействие специалистов социальных служб, врачей, юристов, психологов и других профессионалов в профилактике и предотвращении ситуаций сексуальных злоупотреблений в отношении детей и подростков;
                              • необходимость специальной подготовки и повышения квалификации специалистов по охране детства в области семейного системного подхода.
                            • 3 июня 2020 / 10:00 — 11:50
                              1 час 50 минут
                              Интерактивная лекция

                              Аутизм и «псевдоаутизм»

                              Семейный системный подход: психологическая помощь семьям особенных детей
                                • Татьяна  Аликина
                                  Татьяна Аликина
                                  семейный психолог, специалист по АВА-терапии, член Санкт-Петербургского сообщества специалистов, помогающих семье; работает с 2013 года; оказывала психологическую помощь детям и родителям в школе; занималась АВА-терапией и песочной терапией с детьми, имеющими РДА, РАС, ЗПР; консультировала в ко-терапии семьи особенных детей в системном семейном подходе; работала в ко-терапии с семьями больных шизофренией в условиях психоневрологического диспансера; консультирует молодые семьи на этапе сепарации от родительских семей
                                • Оксана  Мэтью
                                  Оксана Мэтью
                                  магистр психологии, семейный психолог, член Санкт-Петербургского сообщества специалистов, помогающих семье; работает с 2008 года; оказывала психологическую помощь людям, находящимся в кризисной ситуации на Телефоне доверия МЧС; работала с семьями «трудных» подростков в социальной районной службе; проводила группы общения для людей с инвалидностью (психические заболевания, умственная отсталость, физические нарушения); консультировала в ко-терапии семьи детей с РАС, РДА, ЗПР в системном семейном подходе; консультирует семьи на грани развода

                                Лекция содержит уникальный материал. Это примеры и наблюдения, полученные в работе с 20 семьями. Специалисты более двух лет работали с семьями детей с РАС, РДА, ЗПР. Родители обращались за консультациями, чтобы скорректировать нежелательное «безумное» поведение детей. Работа велась в ко-терапии, в системном семейном подходе. На прием приходили ядерные и расширенные семьи, состоящие из двух-трех поколений.

                                Как семейный психолог может помочь родителям? Какие стереотипы взаимодействия характерны для семей особенных детей? Ко-терапия, почему это важно?

                                Будут рассмотрены эти и другие актуальные вопросы на примерах из практики. Лекция будет интересна семейным психологам, детским психологам, специалистам соцзащиты, педагогам, родителям.

                                 

                              • 3 июня 2020 / 10:00 — 11:50
                                1 час 50 минут
                                Мастерская

                                Биопсихосоциальный системный подход как основа бригадного взаимодействия специалистов службы психического здоровья

                                  Биопсихосоциальный системный подход – основа продуктивного, синергетического взаимодействия специалистов психического здоровья. Системная семейная психотерапия, разработанная на материале семей психотических пациентов, является методом выбора в «большой» психиатрии.

                                  В отечественной службе психического здоровья системный подход применяется еще недостаточно. Многие российские специалисты опасаются причинить вред пациенту или помешать процессу его лечения при применении психотерапевтических и психокоррекционных методов.

                                  В настоящее время «семейное вмешательство» и системно ориентированные психотерапевтические подходы занимают важное место в комплексных программах лечения и реабилитации. Рядом зарубежных и отечественных научных исследований доказана эффективность комплексного биопсихосоциального подхода в психиатрии. Мастер-класс позволит участникам поговорить о практических аспектах организации бригадного взаимодействия помогающих специалистов.

                                • 3 июня 2020 / 10:00 — 11:50
                                  1 час 50 минут
                                  Интерактивная лекция

                                  Anorexcia Nervosa – загадка сквозь века

                                    На протяжении последних десятилетий ни одно заболевание не исследовалось и не обсуждалось так долго психиатрами, эндокринологами, гастроэнтерологами, гинекологами и психологами, как нервная анорексия. Однако, в результате этих исследований не ясно, что это за болезнь, и кто должен ей заниматься. В процессе интерактивной лекции мы продемонстрируем системный взгляд на проблему. На мастерскую приглашаются: врачи-психиатры, психотерапевты, психологи, а также пациенты и их родственники.

                                    В процессе обучения участники смогут:

                                    • Познакомиться с особенностями метода системной семейной терапии.
                                    • Понять, в каких случаях ставится диагноз – нервная анорексия.
                                    • Узнать отличительные характеристики семейной системы больного анорексией.
                                    • Понять преимущества полипрофессионального подхода в лечении анорексии.

                                    В программе:

                                    1. Дифференциальная диагностика нервной анорексии. Когда физическое истощение считается психическим расстройством.
                                    2. Последовательность этапов терапии нервной анорексии – лабораторная и психологическая диагностика, постановка диагноза, госпитализация, системная семейная терапия.
                                    3. Отличительные особенности семьи больного анорексией.
                                    4. Методики и техники системного семейного консультирования в работе с семьей больного  анорексией.

                                    Формы работы: лекция, демонстрация кейсов, групповое обсуждение.

                                  • 3 июня 2020 / 12:10 — 13:05
                                    50 минут
                                    Интерактивная лекция

                                    Семья, модернизация, социология

                                      • Елена  Здравомыслова
                                        Елена Здравомыслова
                                        кандидат социологических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, со-директор гендерной программы факультета философии и социологии ЕУСП

                                      В лекции представлены социологические представления о изменениях и разнообразии форм семейной жизни в современном обществе.

                                    • 3 июня 2020 / 12:10 — 14:00
                                      1 час 50 минут
                                      Интерактивная лекция

                                      Мы тоже люди

                                      Анализ параллельных процессов между семьей и ко-терапевтами

                                        Одним из способов консультирования семей является работа в ко-терапии, которая может существенно повысить результативность помощи семье в кризисе. Такое партнерство дает возможность профессиональной поддержки ко-терапевтами друг друга, преодоления собственной ригидности, восстановления нейтральности.

                                        А готовы ли терапевты встречаться и разбираться не только с эмоциональными паттернами клиента (семьи), но и со своими, проявляющимися именно в партнерстве? Ведь именно они формируют параллельный процесс, снижающий качество помощи семье.

                                        Проводя аналогию между ко-терапией и браком (эмоционально близким партнерством), мы получаем гораздо большие возможностей для собственного развития, роста качества профессионального партнерства и продуктивности в работе с семьями. Но так же, как и у супружеской пары, у ко-терапевтов регулярно встает вопрос: «Стоит ли продолжать отношения? И ради чего мы вместе?». И это важные вопросы, переопределение ответов на которые способствует, в том числе, и профилактике профессионального выгорания.

                                      • 3 июня 2020 / 12:10 — 14:00
                                        1 час 50 минут
                                        Интерактивная лекция

                                        Гетеросексуальный терапевт и однополые («радужные») семьи

                                        Особенности работы в системном подходе и российской реальности
                                          • Людмила Сергеевна  Колпакчи
                                            Людмила Сергеевна Колпакчи
                                            окончила Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова (2007) по специальности «лечебное дело», кафедру психотерапии (2009), врач-психотерапевт, системный семейный психотерапевт, выпускница программы дополнительного профессионального образования «Семейное психологическое консультирование: системный подход» в Институте практической психологии «Иматон», член Санкт-Петербургского сообщества специалистов, помогающих семье

                                          К вам обратилась за помощью гомосексуальная пара или семья с родителями одного пола. Есть ли отличия в работе гомосексуальных семей и гетеросексуальных? На что стоит обратить внимание, а на что – нет? Как гетеросексуальному терапевту, используя семейный системный подход работать с семьями, которые отличаются от его привычного взгляда на семью. Об этом и многом другом поговорим на предстоящей интерактивной лекции.

                                          Тезисы для обсуждения:

                                          1. Гомосексуальные семьи – часть российской реальности, которая, увы, пока не признается общественностью и законом нашей страны.
                                          2. В связи с этим есть ряд нюансов в работе с такими семьями: в частности, на этапе интервью и особенности проживания семейных кризисов.
                                          3. Помимо этого интересно будет рассмотреть трансгенерационные процессы, чтобы лучше понимать формирование и паттерны однополых семей.
                                        • 3 июня 2020 / 13:05 — 14:00
                                          50 минут
                                          Интерактивная лекция

                                          Сценарии сексуальности женщин: поколенческий анализ

                                            • Анна  Темкина
                                              Анна Темкина
                                              профессор Public Health and Gender, Европейский университет в С.-Петербурге
                                          • 3 июня 2020 / 15:00 — 17:30
                                            2 часа 30 минут
                                            Завершающий Круглый стол

                                            Будущее семьи и семейной системной терапии: к чему идем?

                                              «Как далеко мы заи?дем в будущем? Где предел наших возможностеи?? Совсем ли бредовои? была идея, высказанная одним моим пациентом шизофреником: «Как следует научившись, вы сможете вылечить любую шизофрению за три дня»? У многих людеи? проходят эпилепсия или астма; мы знаем случаи физиологического бесплодия, которое исчезает, как только пара усыновляет ребенка. Где предел для нас? Чего ожидать от себя и когда надо оставить попытки что-то сделать?"  (Карл Витакер)

                                              Мир вокруг нас, а вместе с ним и наша жизнь меняются все быстрее и быстрее. Наступают дни, когда множество профессий заменит компьютер. Благодаря медицине и другим наукам и практикам растет продолжительность и качество жизни. Сегодня женщины сами, без помощи мужчины, могут заботиться о детях, растить их и при этом иметь высокое качество собственной жизни и отличную карьеру. В жизни мужчин многое меняется. Это и многое другое влияет на сегодняшнюю семью. А какой будет семья через 5-10 лет исходя из тех предпосылок, которые мы можем наблюдать сегодня? Каковы реалии современной российской семьи? Какой она станет через 10 лет? Какие сложности ей придется преодолевать? Какие новые задачи могут встать перед семейными терапевтами? Возможно ли развитие ССТ и в каких направлениях? В погоне за развитием не потеряет ли она системность?  Возможна ли ко-операция? Есть ли проблемы, к решению которых мы еще не приступили? Где проходит граница возможного для человека и терапевта? 

                                              Эти и многие другие вопросы мы обсудим за нашим круглым столом «Будущее семьи и семейной системной терапии: к чему идем?»

                                            Программа Саммита дополняется новыми мероприятиями — следите за анонсами!