- Цыдыпов Лубсан Батоевич
(Республика Бурятия, с. Кижинга)
Актуальность работы
В современном обществе происходят различные национальные стычки и войны; толерантное отношение этносов друг другу является важнейшим фактором для гармоничного и нравственно развитого современного общества.
Достаточное время проживания нескольких этносов на одной территории не может не оставить следа на сознании отдельно взятого члена группы. Путь «растворения» одного этноса в другом рассматривается до сих пор, но прошло уже более трех столетий, а культура, нравы и этническая идентификация остаются на прежнем сохранном уровне. Межэтнические браки считаются толчками для процесса ассимиляции, но мы знаем и видим, что есть и будут межэтнические браки, но будет и сохранен отдельно взятый этнос. Главное, на наш взгляд, – оставить и сохранить культурные ценности, обычаи и традиции всех этносов без исключения. Мощной поддержкой может быть государственные программы по информированию какого-либо этноса другим и сохранение культурного наследия. Адекватное отношение к данному процессу позволит найти оптимальные варианты для дальнейшего развития республики и государства в целом.
Научная и практическая значимость
Для развития толерантности как одного из необходимых факторов современного нравственного общества требуется изучение этнических взаимосвязей и процессов, протекающих в различных средах с тем или иным этносом, создание и использование различных методов диагностики, коррекции в этнопсихологии будут способствовать развитию толерантности.
Одним из ключевых факторов толерантности общества в целом мы считаем минимизацию социальной дистанции. Для оценки социальной дистанции мы предлагаем использовать проективную методику «Фоторяд – социальная дистанция». Методика была создана и апробирована для использования в исследовании этнопсихологии по теме «Психологическая ассимиляция народов Бурятии (на примере русских и бурят)».
Республика Бурятия является многонациональным регионом, русские и буряты – доминирующие национальности по количественному признаку. Бурятия одна из самых толерантных регионов в России, где сожительствуют несколько десятков этнических групп в гармоничной атмосфере.
Описание проективной методики «Фоторяд – социальная дистанция»
Стимульный материал методики состоит из 40 фотографий русских, бурят, азербайджанцев, народов Африки (по 10 фотографий представителей каждого этноса, в том числе 5 фотографий мужчин и 5 женщин). Фотографии предъявляются поочередно в программе MSPowerPoint. К каждой предъявляемой фотографии предлагается поочередно 4 черты качества личности: благородный, вежливый, добросовестный, честный, оптимистичный, нравственный, порядочный, любезный, искренний, чуткий, веселый, добросердечный, заботливый, надежный, смелый, целеустремленный, честолюбивый, добрый, душевный, миловидный.
Инструкция к тесту: за 5 минут Вам покажут фотографии, к одной фотографии будут даваться несколько определений, если определение подходит к фотографии, то нажмите «да».
В ходе исследования фиксировалось время, необходимое испытуемому на соотношение черт личности и определенной фотографии. Мы считаем, что зафиксированное время является достаточно объективным критерием для интерпретации. И предполагаем, что меньшее количество времени, потраченное на соотношение черты личности к фотографии, будет являться показателем минимальной социальной дистанции к данному этносу по сравнению отношения к другому этносу, и наоборот, чем больше времени потрачено на соотношение черт личности к фотографиям, тем больше будет социальная дистанция.
Среднее время соотношения (сек.)
|
Оцениваемые этносы |
|||||
русские |
буряты |
азербайджанцы |
народы Африки |
|||
русские |
6.22 |
7.98 |
10.44 |
13.09 |
||
буряты |
7.86 |
8.96 |
10.15 |
12.38 |
Результаты исследования, представленные в таблице, мы можем интерпретировать как наличие минимальной социальной дистанции русских по отношению к бурятам, и, наоборот, по сравнению к другим этносам.
Данная методика разработана для диагностики и выявления социальной дистанции, именно в этой работе для выявления этнической дистанции, показатель времени, на мой взгляд, является объективным фактором.
Для валидности исследования была использована модифицированная методика Э. Богардуса «шкала социальной дистанции». Состоит из 7 утверждений и четырех групп этносов (рас), которому и выражается отношение. Использование математической статистики позволило проверить на валидность методику «Фоторяд – соц. дистанция», результаты получены положительные.
Данную методику необходимо разрабатывать и улучшать в дальнейшем, для более получения более точных данных в различных исследованиях.