Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Психолого-педагогические детерминанты формирования гендерной идентичности подростков» (диссертация)


 Актуальность

Современная эпоха глобальных социально-экономических и культурологических трансформаций, сопровождающихся ломкой традиционной системы гендерной стратификации, резким ослаблением поляризации мужской и женской социальных ролей, задает новые ориентиры в воспитании подрастающего поколения, так как именно во время школьного обучения происходит усвоение элементов культуры, раскрываются и интериоризируются социальные нормы и ценности, принятые в обществе.

Научная новизна исследования

  1. Впервые предметом научного анализа явились психолого-педагогические детерминанты формирования гендерной идентичности в подростковом возрасте: личностные (осознание подростками содержания моральных норм и ценностей пола; адекватная оценка гендерного поведения окружающих; самооценка собственного полоролевого поведения), средовые (соцокультурная среда; межличностное общение подростков со сверстниками, учителями, родителями, состав семьи), организационные (содержание, формы и методы организации учебного процесса и внеучебных мероприятий, осуществляемых педагогическим коллективом и психологической службой образования).
  2. Уточнены и углублены критерии и показатели гендерной идентичности в подростковом возрасте (когнитивный, рефлексивный, поведенческий).
  3. Предложенная организационно-управленческая модель формирования гендерной идентичности подростков структурирует взаимоотношения субъектов образовательного пространства, определяет основные средства и направления деятельности психологов и педагогов, содержит внешние (специально организованное и неформальное взаимодействие подростков с педагогами, психологами, родителями и сверстниками) и внутренние (осознание подростками содержания, моральных норм и ценностей пола; адекватная оценка гендерного поведения окружающих; самооценка собственного полоролевого поведения) условия, детерминирующие становление позитивной, непротиворечивой идентичности учащихся среднего звена.
  4. На основе разработанной и апробированной программы психолого-педагогического сопровождения обоснованы и дополнены возможности психологической службы образования в структуре детерминации процессаформирования гендерной идентичности в подростковом возрасте.
  5. Получены эмпирические данные о влиянии социально-психологического фактора проживания в неполных семьях на формирование гендерной идентичности в подростковом возрасте; выявлена зависимость уровня сформированности гендерной идентичности подростков от применяемых методов и форм работы по её развитию в системе функционирования школьной психологической службы.

Практическая значимость исследования: осуществлена разработка критериев нормативного развития гендерной идентичности, создавшая предпосылки для качественной оценки и прогнозирования направлений психолого-педагогического сопровождения процесса развития гендерной идентичности в подростковом возрасте; разработана и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования гендерной идентичности в подростковом возрасте, реализованная в системе работы школьной психологической службы; подготовлены и изданы методические материалы для психологов системы образования по сопровождению процесса формирования гендерной идентичности в подростковом возрасте;накопленный в ходе исследования эмпирический материал и разработанная программа психолого-педагогического сопровождения обогащают субъектно-ориентированные технологии личностного развития школьников и могут применяться в работе службы практической психологии образования, центров психолого-медико-социального сопровождения; полученные результаты могут быть использованы в процессе обучения, повышения квалификации и переподготовки педагогов и психологов системы образования.

Опытно-экспериментальная база исследования и его этапы: исследование проводилось на базе школ Брянской области. В экспериментальную выборку на разных этапах исследования вошли 994 учащихся 8 – 9 классов, из которых 463 подростка проживают в неполных семьях.

На первомэтапе работы решались поисково-аналитические задачи: проводился теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; изучались условия формирования гендерной идентичности подростков в современной образовательной среде; определялись исходные параметры исследования, его предмет, структура, границы, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат; отбирались материалы для экспериментальной работы, определялись экспериментальная база и выборки испытуемых.

На втором опытно - экспериментальном этапе были определены критерии сформированности гендерной идентичности; изучены возможности различных средств формирования гендерной идентичности, реализуемые в системе работы школьной психологической службы; разработана и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования гендерной идентичности подростков.

На третьем этапе исследовательской работы уточнялись выводы, оформлялись результаты исследования.

Результаты, выводы:

  1. Гендерную идентичность можно определить как психологически значимый и социально обусловленныйконструкт личностного развития.
  2. Критерии сформированности гендерной идентичности, являющиеся ее сущностными характеристиками, включают когнитивный, рефлексивный и поведенческий компоненты и служат основой психолого-педагогической диагностики.
  3. Внедрение предложенной организационно-управленческой модели развития гендерной идентичности подростков в образовательное пространство школы способствовало положительным изменениям по всем показателям гендерной идентичности подростков, принимавших участие в экспериментальном исследовании.Реализация программы психолого-педагогического сопровождения позволила значимо и статистически достоверно повысить показатели гендерной идентичности.

Шевцова Юлия Александровна - кандидат психологических наук, место работы: филиал Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского в г. Новозыбкове. Сфера научных интересов: социальная и гендерная психология. Имеет публикации в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК.

Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su