«В пространстве переноса» (монография)
Монография «В пространстве переноса» посвящена явлению, понятие которого, изначально занимавшее ключевое место в системе психоаналитического знания, давно перешагнуло рамки последней и проникло в большинство модальностей психотерапии как важная составляющая их теоретических основ – явлению переноса (трансфера). Этот феномен, впервые описанный Зигмундом Фрейдом в конце XIX столетия как смещение примитивных влечений субъекта (невротика) с объектов (значимых фигур) из прошлого на объекты настоящего времени, впоследствии многократно переосмысливался учеными и психотерапевтами, однако ядро его понимания в основном оставалось неизменным: переносом называли (и называют чаще всего в наши дни) перемещение на новый объект инстинктных импульсов, чувств, фантазий, защит и т.п., сформированных ребенком во взаимодействии с ранним окружением – иными словами, «ошибочное» или «искаженное» восприятие субъектом реальных людей как лиц из своего инфантильного прошлого. На этом понимании была основана в свое время классическая психоаналитическая методика, предписывавшая терапевту в ходе взаимодействия с пациентом: а – способствовать развитию и проявлению переноса как фактора, искажающего реальное восприятие и в конечном счете обуславливающего невротическое страдание; б – последовательно добиваться его «разрешения» с помощью интерпретаций, подводя собеседника к принятию реальности такой, какова она есть. Об ограниченности перспектив данного подхода к лечению психических расстройств сообщал еще в начале XX века Шандор Ференци; в дальнейшем недостатки классической психоаналитической методологии были продемонстрированы рядом исследователей, начиная от Микаэла Балинта, Дональда Винникотта, Хайнца Когута, и заканчивая представителями интерсубъективной школы – одного из наиболее современных направлений в психоанализе и психоаналитической терапии. Тем не менее, согласно наблюдению автора, для большинства практикующих в России психотерапевтов психоаналитической ориентации, несмотря на опыт неудач и разочарований, «путеводной звездой» по-прежнему остается классическое представление о переносе и классическая же терапевтическая модель.
Автор монографии также начинал свою психоаналитическую практику в 90-е годы прошлого столетия, основываясь на ортодоксальном понимании переноса и принципов обращения с ним. Однако с тех пор почти двадцать тысяч часов работы с пациентами различных категорий заставили его радикально пересмотреть многие свои взгляды и подвергнуть сомнению многие «истины», излагаемые на страницах психоаналитических учебников. Книга «В пространстве переноса» является подведением итогов восемнадцати лет, проведенных им в психотерапевтическом кабинете. Автор рассказывает о причинах, по которым на определенном этапе практики его перестали удовлетворять существующие понимания переноса и вытекающие из них модели аналитического процесса, и предлагает собственное понимание этого явления: перенос не как антитеза реальному восприятию, но как структурирующая основа последнего; перенос как процесс преломления реальности в призме непрерывно меняющейся субъективности. Психоаналитическое взаимодействие, таким образом, из процесса «разрешения» переноса (невозможность которого была обоснована многими авторами XX века) превращается в процесс развития личностной субъективности, и именно это последнее обуславливает позитивный терапевтический эффект.
Монография включает две части: «Анализ переноса» и «Синтез переноса». Первая из них посвящена теоретическим аспектам проблемы. В ее вводных главах приводится обозрение «классических» взглядов на феномен переноса, существующих до наших дней, и дается исторический обзор развития пониманий этого явления и подходов к нему. Далее на основе собственного клинического опыта автор предлагает читателю модель переноса как процесса взаимодействия с реальностью через субъективность, представленную в виде трехмерного пространства, где интегрированы прошлое, настоящее и будущее. Первое из его измерений, связанное с настоящим, в частности с сиюминутным страданием субъекта, определено как функциональное или нарциссическое. Второе, отсылающее собеседника к драматичному или даже трагичному прошлому пациента, вовлекающее его в паутину ранее экстернализованных конфликтов последнего, названо «измерением невербального диалога» - диалога, главным средством которого становятся проективные идентификации. Третье, устремленное в будущее – измерение «поиска потерянного объекта», в котором на фоне процессов, активизированных в первом и втором измерении, происходит своего рода взращивание нового объекта отношений, постепенное обретение опыта, необходимого для личностной интеграции и обретения психической стабильности. В ходе взаимодействия с психотерапевтом пациент создает в глубинах своей психики нечто новое, в чем нуждался всю жизнь и чего неизменно был лишен.
Вторая часть книги – «Синтез переноса» - посвящена аспектам практическим: в ней предлагается модель терапевтической коммуникации, построенная на вышеизложенном теоретическом фундаменте. Основной принцип этой модели может быть сформулирован (предельно кратко) следующим образом: искусство подлинно терапевтичного обращения с переносом заключается в том, чтобы не делать с переносом ничего, кроме создания и поддержки условий для его свободного и безопасного развития; в том, чтобы, оставив попытки «проработать» перенос, «справиться» с ним и в конечном счете «разрешить» его с помощью интерпретаций или иным способом (на взгляд автора, это – порочный путь), позволить переносу расти, как цветку, и в своей эволюции творить новый объект и новый опыт отношений с ним. Именно такой способ взаимодействия на определенном этапе терапии приводит к тому, что мы слышим из уст нашего пациента: «Я не понимаю, что и каким образом со мной произошло, но чувствую, насколько я изменился», и к тому, что в его жизни появляется то, чего прежде не было в ней никогда – например, творчество или хобби. Автор делится своими взглядами на роль базовых психоаналитических принципов в подобной коммуникации, в частности, нейтральности и абстиненции, а также на роль контрпереноса и эмпатии, и затрагивает широкий круг аспектов происходящего в поле аналитической интерсубъективности; формулирует и развивает «принцип симметрии», описывая способ и пути его реализации на ряде примеров из клинической практики. Возможности предлагаемой автором методологии отдельно иллюстрируются главой, посвященной любви в переносе – явлению, названному аналитиками «эротизированным переносом» и традиционно считающемуся источником почти непреодолимых трудностей на пути психотерапии. Внимание уделяется и так называемым «ошибкам» терапевта, польза от которых порой неожиданно оказывается большей, чем от «безупречных» и «верных» действий, и отклонениям от «правильной» аналитической техники.
Автор книги «В пространстве переноса» адресует свою работу в первую очередь практикующим психологам и психотерапевтам, причем не только психоаналитической ориентации. Он надеется, что предложенная им модель человеческой субъективности и динамики психических процессов, протекающих в межличностном взаимодействии, а также основанная на этой модели методология, многократно опробованная им в работе с пациентами и невротического, и психотического континуума, поможет его коллегам в их повседневной практике, сделает работу психотерапевта менее изматывающей и грозящей профессиональным выгоранием и в конечном счете обернется положительным эффектом для его пациентов.
Рождественский Дмитрий Сергеевич - Восточно-Европейский Институт Психоанализа, закончен в 1997 году. Кандидат психологических наук. Преподаватель Восточно-Европейского Института Психоанализа. Научные интересы: клинический психоанализ, психоаналитическая психотерапия. Основные публикации: помимо книги, выдвигаемой на конкурс – монографии «Человек соматический», «Психоанализ в российской культуре», «Начало психоаналитического процесса», «Пограничная личность», около 30 статей по вопросам теории и техники психоанализа.