- Петухова Ирина Александровна
кандидат психологических наук, профессор кафедры общей психологии психологического факультета Института психологии им. Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Институт психологии им. Л.С. Выготского, психологический факультет, кафедра Общей психологии (Москва)
Организация: Российский государственный гуманитарный университет, Институт психологии им. Л.С. Выготского, психологический факультет, кафедра общей психологии
Важная задача высшей школы состоит в формировании как когнитивных, так и личностных компетенций будущего профессионала в избранной им сфере деятельности. Новой формой учебно-воспитательной работы стали для меня «Учебно-творческие мастерские» (УТМ), которые строятся на двух основных принципах: 1) темы УТМ строго соотносятся с программой и соответствующими темами фундаментальной общепрофессиональной четырех-семестровой учебной дисциплины «Общая психология». 2) темы УТМ не ограничиваются рамками планов семинарских занятий с контрольными вопросами, касающимися сформированных у студента когнитивных компетенций.
Девиз моих УТМ: «Учиться с удовольствием!». УТМ — это разнообразные формы со-радостного со-творчества преподавателя и студентов. Данная форма работы проводится мною, начиная с 2020 года – по два «сезона» за учебный год. В течение этого времени мною апробированы различные формы проведения Мастерских, которые можно объединить в условные группы. Приведу примеры. К первой группе УТМ я бы отнесла формы работы, которые не требуют использования специальной научной терминологии, что важно для первокурсников (например, нарисовать «Дерево психологии», др.). 2. «Психологический киноклуб»: студенты получают задание посмотреть рекомендованный художественный фильм и написать творческое эссе, ориентируясь на сформулированные преподавателем ключевые вопросы, связанные с осваиваемой темой курса. Эти эссе становятся основой для проведения дискуссии, в которой преподаватель выступает в роли модератора. 3. Группа заданий, связанных с работой студента с ядром собственной мотивационной сферы. Эти задания направлены на осознание смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов, на различение мотивов и мотивировок, на осознание изменений, которые происходят в иерархии мотивов при переходе с 1 на 2 курс обучения. 4. Особую группу УТМ составляет увлекательная работа над пси-викторинами, пси-кроссвордами, разыгрывание пси-мини-спектаклей и проч. («психодил», «псизаурус», турнир «Что? Где? Когда?», т.д.). Они формируют когнитивные и личностные компетенции, развивают профессионально важные для будущего клинического психолога умения работы в группе и с группой. 5. Онлайн участие студентов в работе научных конференций (план работы каждый раз обсуждается). Этим не исчерпывается список форм УТМ (см. мои публикации и тексты докладов).
Коротко представленные инновационные формы организации учебного процесса в высшей школе строятся на основе идей, заложенных в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, В.В.Рубцова и других последователей КИП. Результаты моих 45 лет работы в вузе позволяют утверждать, что в реальной практике развивающего обучения воспитание идет впереди обучения, которое ведет за собой и когнитивное, и личностное развитие студента как активного субъекта совместно-разделенной учебно-профессиональной деятельности.