- Архипова Алена Петровна
педагог-психолог, МАДОУ ЦРР д/с 146 (Тюмень)
- Смирнова Оксана Валерьевна
педагог-психолог, МАДОУ д/с 121 (Тюмень)
- Утемова Гелена Викторовна
педагог-психолог, МАДОУ д/с 112 (Тюмень)
Актуальность
Проект «Интеграция детей мигрантов и их родителей в ДОУ» представляет собой уникальную городскую инициативу нескольких дошкольных образовательных учреждений, нацеленную на успешную социализацию и адаптацию детей мигрантов к новым социальным, природным и этнокультурным условиям. Конечной целью данного проекта является преодоление языкового барьера и принятие социокультурных традиций, норм и правил, характерных для российского общества. В процессе реализации проекта мы переходим от традиционного подхода «работа с детьми мигрантами и их родителями» к более глубокому пониманию понятий «интеграция», «социализация» и «взаимодействие». Мы активно ищем общий язык для полноценного общения и взаимопонимания, признавая и учитывая, как сильные, так и слабые стороны сторон.
Значимыми условиями реализации нашего проекта являются тщательно разработанные мероприятия (см. приложение 1), которые включают в себя разнообразные форматы взаимодействия. Они проводятся как индивидуально с детьми мигрантами и их родителями, обеспечивая адресную поддержку, так и в группе с участием детей русской национальности и представителей других народов. Это создает пространство для формирования толерантности, содействует социализации и межкультурной интеграции, способствуя обогащению культурного обмена между различными этническими группами. Мы убеждены, что совместные мероприятия не только помогут детям мигрантов адаптироваться к новому окружению, но и создадут условия для обогащения образовательного процесса всех детей, стеной занятых в проекте. В результате взаимодействия участники будут иметь возможность не только обмениваться знаниями о своих культурах, но и развивать навыки сотрудничества, что, в свою очередь, будет способствовать более гармоничному сосуществованию разных народов в нашем обществе. Приоритетные направления нашего проекта сосредоточены на создании устойчивых условий для сотрудничества между дошкольными учреждениями, детьми мигрантами и их семьями. Это взаимодействие направлено на передачу и обмен опытом, что позволит обеспечить равные стартовые возможности для детей, независимо от их языкового фона.
Ключевые аспекты нашего подхода – сохранение и укрепление психического, физического и эмоционального здоровья детей, наряду с поддержкой их нравственного развития и социальной адаптации, особенно тех из них, кто испытывает трудности в овладении русским языком. Следует отметить, что успешная интеграция этих детей в среду, где преобладают русскоговорящие сверстники, требует системного подхода к коррекции языковых недостатков. Важным элементом данного процесса является обучение основным социальным ролям, соответствующим их возрастным особенностям, а также усвоение норм общественного поведения. Такой подход позволяет создать благоприятные условия для успешной адаптации детей мигрантов и их семей, помогая им легче включаться в образовательное и социальное пространство России. Проект также ставит перед собой задачи по формированию совместных инициатив для родителей, способствующих их социальной адаптации и укреплению взаимодействия с образовательными учреждениями. В рамках проекта планируется разработка различных программ и мероприятий, направленных на развитие культурного обмена, что станет основой для построения культурного диалога между мигрантами и местным населением. Таким образом, проект «Интеграция детей мигрантов и их родителей» не только направлен на решение текущих задач интеграции, но и служит платформой для формирования взаимного уважения и доверия в мультикультурной среде, что является важным шагом к созданию гармоничного и стабильно развивающегося общества.
Основное содержание проекта
Данный проект реализуется в период с сентября по май и включает три этапа реализации: 1. Подготовительный этап (сентябрь 2023 год): анализ адаптации детей в дошкольном учреждении, мониторинг степени установления партнерских отношений с семьей каждого воспитанника (анкетирование родителей, проведение совместного занятия, направленного на знакомство детей и родителей с дошкольным учреждением «Давайте знакомиться!»). 2. Формирующий этап (октябрь 2023г. – апрель 2024г.) включает в себя создание положительных взаимоотношений между сверстниками в группе, развитие социальных и коммуникативных навыков, а также языковой и культурной адаптации детей мигрантов и их семей. На данной стадии особое внимание уделяется установлению партнерских методов взаимодействия, позволяющих как детям, так и родителям (или законным представителям) совместно действовать, поддерживать друг друга и эффективно работать в команде. Также важным аспектом является развитие социальной и личностной сферы детей мигрантов, что подразумевает способность мирно разрешать конфликты и находить общий язык с окружающими. К тому же, акцентируется внимание на поддержании и укреплении психического, физического, эмоционального и нравственного здоровья, что способствует гармоничному развитию и интеграции детей в новое общество. При реализации содержания деятельности с детьми мигрантами используется разнообразие методов и подходов, направленных на их гармоничное развитие и интеграцию в новую социокультурную среду. Ключевыми элементами этого процесса являются:
- Проблемные ситуации — создание особых обстоятельств, требующих от детей нахождения решений, что способствует развитию критического мышления и умения работать в команде. Это помогает детям осознать важность взаимопомощи и совместного поиска ответов на сложные вопросы.
- Моделирование игровых и реальных ситуаций — использование ролевых игр, где дети могут примерять на себя различные социальные роли, что способствует их пониманию и принятию разных культурных норм и традиций. Этот подход создает пространство для безопасного эксперимента с социальными взаимодействиями.
- Моральные дилеммы — обсуждение ситуаций, в которых ребенку необходимо принять решение, основываясь на моральных принципах, что развивает их способность к эмпатии и пониманию точек зрения других.
- Творческие игры и игровые упражнения — использование художественно-творческих методов (рисование, лепка и др.) для самовыражения и взаимодействия, что помогает детям свободно демонстрировать свои чувства и эмоции.
- Продуктивные виды детской деятельности — вовлечение детей в проекты, связанные с созданием чего-то нового (например, совместное создание плакатов о культуре своих этнических групп), что содействует развитию коллективизма и общих интересов.
- Пение, хореография и музицирование — эти виды деятельности помогают детям не только развивать музыкальные способности, но и углублять понимание культурных особенностей, что способствует их культурной адаптации и расширению кругозора через искусство.
- Аудио и видеозаписи — использование медиа - технологий для любых форм взаимодействия, что дополняет образовательный процесс и позволяет детям видеть мир разнообразия культур и обычаев в живом формате.
- Игры и упражнения, нацеленные на формирование позитивного психоэмоционального состояния — использование специальных методик, направленных на развитие толерантности, дружелюбия и понимания между разными культурами. Эти активности помогают детям быть более открытыми к общению, развитию этнокультурной осведомленности и навыков межкультурного взаимодействия. Таким образом, интеграция всех этих методов создает разнообразный и насыщенный образовательный процесс, способствующий не только адаптации детей мигрантов, но и совершенствованию их личности в контексте многообразия культурного обмена.
3. Заключительный этап (май 2024г.): мониторинг результативности реализации проекта, обследование детей.
Результаты
Успешная организация адаптационного периода для детей мигрантов, а также развитие их социально-коммуникативных навыков, во многом зависит от педагогической компетентности воспитателей и культурно-образовательной среды родителей. Достижение гармоничного сотрудничества между взрослыми возможно через выделение наиболее эффективных методов партнерства и создание соответствующих педагогических технологий взаимодействия. Неопровержимо, что изменения в социально-экономическом положении семей, в которых растут дети мигранты, в значительной мере оказывают влияние на их личностное, эмоциональное и поведенческое развитие. Процесс изменения места проживания накладывает отпечаток на адаптацию ребенка в новом образовательном учреждении. Дети старшего дошкольного возраста, привыкшие к определенным жизненным условиям и межкультурным взаимодействиям, а также говорящие на родном языке, часто сталкиваются с непростыми вызовами, исходящими от новых культурных стандартов.