Номинация «Событие года в жизни сообщества» по итогам 2023 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Республиканская научно-практическая конференция с международным участием "Мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья"» (1 - 2 ноября 2023 года, Донецк)

Авторы:

  • Калиновская Елена Владимировна

    заведующий отделом, руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, ГБОУ «Донецкий Республиканский учебно-методический центр психологической службы системы образования» (Донецк)

  • Бондарь Галина Игоревна

    заведующий отделом консультирования, развития и коррекции, Донецкий республиканский учебно-методический центр психологической службы системы образования (Донецк)

Организация: ГБОУ «Донецкий республиканский учебно-методический центр психологической службы системы образования»

В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации в системе образования проводится планомерная работа по формированию единого образовательного пространства и обновлению содержания общего образования. Единые подходы к формированию содержания образования, единые стандарты и система мониторинга — это гарантия доступности ресурсов, равенства условий и возможностей для обучающихся, и, как следствие, гарантия повышения качества образования.

Республиканская научно-практическая конференция с международным участием «Мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (далее – Конференция) впервые организована в Донецкой Народной Республике как субъекте Российской Федерации.

Цель Конференции:  установление образовательных и научных контактов, обсуждение особенностей развития детей различных нозологических групп, обмен практическим опытом в вопросах обучения, реабилитации, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе детей-инвалидов, поддержка семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, повышение профессионального уровня специалистов системы образования, взаимодействие сотрудников образовательных, научных учреждений регионов Российской Федерации, Республики Беларусь.

В работе Конференции приняли участие 20 спикеров из Донецкой Народной Республики, города Москвы, Республики Беларусь.  К трансляции в онлайн-формате были подключены около 700 участников: работники системы образования, специалисты системы здравоохранения из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, а также слушатели отдельных регионов Российской Федерации.

Проблематика докладов, представленных и обсужденных в рамках работы Конференции, затрагивала комплекс психологических, социально-педагогических и медицинских аспектов оказания адресной помощи и поддержки детям с ОВЗ, детям-инвалидам, а также семьям, воспитывающих детей с особенностями в развитии. В рамках Конференции обсуждались вопросы нормативно-правовых, организационных, методических, кадровых условий в системе образования Донецкой Народной Республики, проблемы и перспективы развития инклюзивного образования и реальной доступности реабилитационных и образовательных услуг, опыт работы образовательных, реабилитационных, медицинских и социальных организаций по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью.

Учитывая современные тенденции развития коррекционного образования, отмечающийся в последнее время рост детей, нуждающихся в коррекционной помощи, практические потребности педагогов, специалистов, реализующих программы коррекционно-развивающего обучения мы принимаем вызовы современности, достойно и последовательно отвечаем на них своим трудом и неустанным поиском. Поэтому работа секций была направлена на обмен практическим опытом, в основе которого лежат теоретико-методологические аспекты психологической и педагогической наук.

В рамках Конференции проведены: пленарное заседание, секции «Организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов», «Организация коррекционно-образовательного процесса», «Развитие, обучение и социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья».

Спикерами Конференции были отмечены:

  1. Актуальность выбранной тематики Конференции.
  2. Важность поддержки развития системы коррекционной помощи в Донецкой Народной Республике.
  3. Повышение роли реабилитационных центров и общественных организаций в реабилитации, социализации детей с ОВЗ и/или инвалидностью.
  4. Положительные изменения в системе высшего педагогического образования, включая утверждение профессионального стандарта «Педагог-дефектолог», рост интереса абитуриентов по направлению подготовки специальное (дефектологическое) образование.

С целью качественной организации и проведения, своевременного информирования участников Конференции организаторами подготовлены:

  • анонс Конференции (видеоролик, размещенный на Интернет-ресурсах; информационное письмо начальникам управлений (отделов) образования администраций городов и районов Донецкой Народной Республики, руководителям образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Донецкой Народной Республики; программа Конференции);
  • регистрационная Google-форма;
  • письма-уведомления (рассылка на электронные адреса зарегистрированных участников с доступом к онлайн-трансляции, материалами Конференции);
  • анкета участника Конференции;
  • видеоролик об итогах Конференции.

Участники Конференции подчеркнули важность ее проведения на регулярной основе и выразили уверенность в том, что рекомендации, выработанные по результатам работы Конференции, помогут обеспечить качественно новый уровень развития системы образования в Донецкой Народной Республике.

Таким образом проведенное профессиональное мероприятие позволило выделить наиболее актуальные задачи:

  • рекомендовать всем заинтересованным лицам и организациям использовать представленный на Конференции успешный опыт реализации педагогической мобильности и организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательных организациях Донецкой Народной Республики;
  • продолжить построение системы непрерывного совершенствования профессиональных компетенций как педагогических работников, так и будущих специалистов на всех уровнях системы образования;
  • совершенствовать специальные условия получения образования детьми с ОВЗ, в том числе с инвалидностью с учетом их индивидуальных возможностей;
  • внедрять в практику предоставленный в ходе Конференции опыт при создании и формировании коррекционно-образовательного пространства;
  • активно применять междисциплинарный подход в диагностике и коррекционно-педагогической деятельности в образовательных организациях, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями;
  • продолжить оказывать поддержку и сопровождать деятельность педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, а также семей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития;
  • содействовать конструктивному сотрудничеству на условиях позитивного партнерства образовательных организаций с общественными и родительскими организациями и другими социальными партнерами, в сферу деятельности которых входит сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
  • внедрять единую информационную политику в работе с родителями (законными представителями) по вопросам доступности инклюзивного образования детям с ОВЗ, в том числе детям-инвалидам и популяризацию его идей с активным использованием потенциала сети Интернет.

По итогам Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья» принята Резолюция.

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Событие года в жизни сообщества» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе