Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Профессиональное самоопределение и самореализация педагога профессиональной школы» (монография)


Авторы:

Актуальность

Одной из центральных проблем психологии человеческого капитала в современном мире становится исследование процессов самореализации личности в условиях свободы выбора (мировоззрения, профессионального  ориентирования, ценностных  ориентаций,  жизненных  планов и т. д.). Не случайно создание условий для творческой самореализации личности педагога поставлены на повестку дня, и это подтверждается требованием Закона Российской Федерации об образовании: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации …» (выделено нами, ст. 14, п. 1).  

Можно предположить, что рациональный процесс самореализации педагога профессиональной школы будет положительно влиять на качество профессионального становления, формирования и развития учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования на процессы их самовоспитания, самообучения и самоорганизации. Станет возможным гармонизация личностных сфер обучаемых «Хочу», «Могу», «Надо», формирование целей жизнедеятельности будущих рабочих и специалистов квалифицированного труда, рациональный выбор ими профессионального пути.

В современных условиях главное стратегическое направление реформирования как школьного, так и профессионального образования, лежит в русле решения проблем личностно-ориентированного образования, в котором личность ученика, студента находится в центре внимания педагога. Не преподавание, а познавательная деятельность и деятельность учения (образовательная деятельность) при таком образовании становятся ведущими, отражая гуманистическое направление в педагогике и психологии. Однако в научном и учебном познании обнаруживаются отдельные противоречия на пути к реформированию профессионального образования. Основными из них являются противоречия между:

- необходимостью эффективного профессионального самоопределения студентов -будущих педагогов, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретических основ профессионального самоопределения педагогов профессиональной школы, -с другой;

- стремлением педагогов профессиональной школы к достижению высокого уровня профессионализма деятельности, с одной стороны,  и недостаточной разработанностью методов и форм психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления педагогов в процессе их самореализации, -с другой.

Это предопределило по согласованию с руководством Института педагогического образования РАО постановку задач  проекта монографии «Профессиональное самоопределение и самореализация педагога профессиональной школы»:

  1. разработать теоретические основы профессионального самоопределения будущего педагога в образовательном процессе;
  2. определить методы и формы психолого-педагогического сопровождения профессионального становления педагога в процессе его самореализации.

На решение этих задач были направлены усилия авторского коллектива.

Социальная и научная значимость заключается в:

− разработке теоретико-методических и акмеологических основ психолого-педагогического сопровождения профессионального становления и самореализации будущих педагогов профессиональной школы;

− методологическом обосновании концепции психолого-педагогиче-ского сопровождения профессионального становления  будущих педагогов профессиональной школы в процессе их самореализации.

Практическая значимость заключается в:

научно-методическом обеспечении, апробации методов и форм процессов профессионального становления и самореализации будущих педагогов начальной и средней профессиональной школы.

Значение для развития психологии заключается в:

- моделировании психолого-педагогической системы сопровождения профессионального становления будущих педагогов;

−разработке методических рекомендаций по психолого-педагогиче-скому сопровождению  профессионального  становления  субъектов педагогической деятельности.

Цели издательского проекта

  1. Разработать теоретические основы профессионального самоопределения педагогов в процессе их самореализации.
  2. Разработать модель и определить методы и формы психолого-педагогического сопровождения профессионального становления субъектов педагогической деятельности.

Аудитория, на которую рассчитан проект

Для методистов, педагогов и мастеров производственного обучения начальной и средней профессиональной школы, студентов вузов, а также для учителей общеобразовательной школы, ответственных за профориентационную работу в старших классах.

Основное содержание работы

Монография включает в себя: введение, четыре главы, заключение, список литературы:

О г л а в л е н и е

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

1.1.   Теоретические основы профессионального самоопределения студентов – будущих педагогов.

1.1.1. Базовые категории профессионального самоопределения   педагога.

1.1.2. Роль профессиональной ориентации в управлении процессом выбора профессии.

1.1.3. Мотивация выбора профессии педагога.

1.1.4. Интерес к профессии – ведущий мотив в системе профессионально-личностного становления педагога.

1.1.5. Психолого-педагогическая система профессионально-личностного становления педагога.

1.2.   Профессиональное самоопределение и самореализация как важнейшие этапы профессионально-личностнгого становления будущего педагога.

1.2.1. Современные требования к педагогической деятельности в профессиональной школе.

1.2.2. Педагогическая интуиция, креативность и рефлексия как показатели эффективности самореализации педагога

1.2.3. Профессиональное самоопределение и самореализации в структуре профессионального становления субъекта педагогической деятельности 

ЛИТЕРАТУРА по главе 1

Глава 2  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА   В ПРОЦЕССЕ ЕГО САМОРЕАЛИЗАЦИИ

2.1.  Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления будущих педагогов в процессе их самореализации

2.1.1. Концепции и технологии профессионального  становления будущих педагогов в процессе их самореализации

2.1.2.   Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления будущих педагогов

2.2.  Активные методы и формы психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе их профессионального становления

ЛИТЕРАТУРА пор главе 2

Глава 3  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ  ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

3.1. Сущность и содержание психолого-педагогического потенциала личности педагога

3.2. Структура психолого-педагогического творческого потенциала  педагога профессиональной школы.

ЛИТЕРАТУРА по главе 3

Глава 4  МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГА

4.1. Методы психолого-педагогического сопровождения будущих педагогов в процессе их самоопределения и самореализации

4.2. Активные формы профессионального самоопределения студентов педагогических вузов в процессе их самореализации

ЛИТЕРАТУРА по главе 4 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Выводы

1. Профессиональное самоопределение выступает в качестве важнейшего этапа самореализации и первичной социализации студента педвуза – этапа, предопределяющего направленность его жизненного пути и самостоятельный поиск значимых смыслов будущей педагогической деятельности.  Профессиональное самоопределение субъекта педагогической деятельности предполагает наличие у него профессионально важных и социально значимых качеств личности, в значительной степени гарантирующих процесс продуктивной самореализации педагога профессиональной школы.

Профессиональное самоопределение в первую очередь связано с выбором профессии, своего профессионального пути. В этом плане профессиональное самоопределение  является своего рода  способом оптимизации отношений человека с профессией. С одной стороны, имеется ряд требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, способностям и психофизиологическим возможностям человека. С другой стороны, каждый человек имеет свои индивидуально-психологические особенности, свою психофизиологическую конституцию, располагает своим здоровьем и способностями. Оптимальное регулирование «взаимоотношений» человека и профессии на основе изменения в разумных пределах личных интересов и мотивов в наибольшей степени определяет процесс профессионального самоопределения личности и способствует выработке индивидуального стиля его деятельности. Такова общая схема профессионального самоопределения. Она вполне может быть применена и к профессии педагога профессиональной школы.

Важнейшим из профессионально важных и социально значимых качеств студентов педагогических вузов является интерес к профессии педагога, представляющий собой познавательную направленность личности на овладение педагогической деятельностью, реализацию своих склонностей и способностей, формирование убеждений в правильности выбранного профессионального жизненного пути.         

Основными составляющими профессионального самоопределения педагога являются: сформированность мотивации к педагогической творческой деятельности, профессионально важных и социально значимых качеств личности; достижение оптимизации взаимоотношений личности и педагогической профессии; осознание себя в качестве субъекта профессиональной педагогической деятельности; приемлемый уровень ответственности педагога как показатель социальной зрелости. 

2. Профессиональное самоопределение и наличие профессионально важных и социально значимых качеств личности являются важнейшим условием самореализации и мотивации творческого потенциала педагога, формирования его профессиональных компетентностей и креативного мышления.  Самореализация педагога профессиональной школы предполагает собственное его саморазвитие, самосовершенствование и формирование способности к непрерывному педагогическому творчеству. Только саморазвивающийся педагог способен воспитать саморазвивающегося учащегося, только саморазвивающийся педагог способен создать условия для эффективной самореализации учащегося профессиональной школы на основе гармонизации всех трёх личностных сфер  обучаемого («Хочу», «Могу», «Надо»).

3. Профессионально-личностное становление, формирование и развитие педагога профессиональной школы происходит в условиях действия объективных и субъективных факторов. К объективным факторам следует отнести требования, нормы и ограничения, выдвигаемые профессией к педагогической деятельности. К субъективным факторам − индивидуально-психологические особенности, способности и психофизиологические возможности к педагогической деятельности. Решающее значение в профессионально-личностном становлении и самоопределении будущего педагога (старшеклассника, абитуриента или студента педагогического вуза) имеет процесс и результат мотивации выбора им профессии. Такой выбор должен не только соответствовать интересам, склонностям и способностям будущего педагога, но и гарантировать приемлемую степень удовлетворённости его в нелёгком педагогическом труде.

4. Готовность будущих педагогов к самореализации в образовательном процессе рассматривается нами как устойчивая характеристика развития студентов, отражающая совокупность качеств и свойств, необходимых и достаточных для раскрытия сущностных сил и опредмечивания потенциала личности. Формирование готовности студентов к самореализации в образовательном процессе следует рассматривать как область педагогического руководства целенаправленным развитием студента. Это развитие характеризуется изменениями, происходящими при воздействии субъекта на самого себя в личностной, мотивационной, познавательной и интеллектуальной сферах, в процессе выявления и развития качеств и свойств личности, необходимых и достаточных для воплощения в учебной деятельности собственных намерений и ценностных установок на саморазвитие.

5. Критериями готовности студентов к самореализации в будущей профессиональной педагогической деятельности являются: адекватная самооценка, профессиональная направленность на определённый вид деятельности, высокий уровень творческого потенциала, сформированность рефлексивно-оценочных умений, ведущими являются профессиональные и учебно-познавательные мотивы учебной деятельности.

Для подготовки будущего педагога к профессиональному становлению необходимо создать условия для формирования профессиональных компетентностей, рефлексивных умений, мотивационной готовности. Формирование готовности студентов к самореализации в процессе их профессионального становления может иметь место при соблюдении определённых педагогических условий и будет оптимальным, если оно будет происходить: в процессе обогащения личностного опыта гуманистического общения студентов на основе эмпатийного, полисубъектного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса вуза; при актуализации ценностного отношения студентов к их деятельности в образовательном процессе вуза; в процессе развития рефлексивно-оценочных умений и создания ситуаций реальной профессиональной деятельности с опорой на личностную и коллективную рефлексию.

6. Активными формамипсихолого-педагогического сопровождения студентов в процессе их профессионального становления следует считать: тренинговые группы, гештальт-группы, группы арт-терапии, психодраматические группы, группы трансактного анализа, группы телесно-ориентиро-ванной терапии, групповую дискуссию.


Батаршев Анатолий Васильевич - капитан 2 ранга в отставке, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией Института профессионально-технического образования РАО (Санкт-Петербург); профессор, заслуженный педагог-психолог, почетный член Международной академии психологических наук (Ярославль), действительный член Международной академии наук педагогического образования.

Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su