Номинация «Психологический инструмент года» по итогам 2021 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Смысловой анализ сказок как способ формирования нравственных ориентиров у детей цифрового поколения» (психолого-педагогическая программа)

Авторы:

  • Кислицына Галина Викторовна

    педагог-психолог высшей квалификационной категории, руководитель психологической службы школы, заместитель директора по социально психологическим вопросам, г. Йошкар-Ола, МБОУ "СОШ № 5 "Обыкновенное чудо" (Йошкар-Ола)

  • Озамбаева Елена Юрьевна

    педагог-психолог, 1 квалификационная категория, г. Йошкар-Ола, МБОУ "СОШ № 5 "Обыкновенное чудо" (Йошкар-Ола)

  • Сахабутдинова Гузалия Накибовна

    педагог-психолог, высшая квалификационная категория, МБОУ "Средняя школа №5 "Обыкновенное чудо" г. Йошкар-Олы РМЭ (Йошкар-Ола)

Организация: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №5 "Обыкновенное чудо" города Йошкар-Олы Республики Марий Эл

Актуальность

Наш более чем двадцатилетний опыт взаимодействия психолого-педагогической команды с детьми показывает, что современные дети во многом изменились. Они вошли в цифровой мир, в мир общества потребителей. В связи с этим обычное социальное слово в общении с ними часто оказывается непродуктивным. Необходим художественный образ, чтобы формировать у детей нравственные незыблимые ориентиры. Мы обратились к сказкам, содержащим в себе сокровенную (сакральную) глубину информационной связи поколений.

Основное содержание работы

В своей работе мы опирались на исследования по символическому анализу сказок Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Ведущим в данном проекте стал командный принцип работы. В реализации проекта участвовали психологи и педагоги (учителя, воспитатели групп продленного дня). Для смыслового анализа нами были выбраны 2 русских народных сказки и 2 сказки С. Я. Маршака. На педагогических тренингах проводился первичный анализ сказок, определялся их скрытый смысл. Затем велось обсуждение сказок с детьми в возрасте от 8 до 13 лет.

Ученики 2-4 классов (8-10 лет) в сказках Самуила Яковлевича Маршака «Сказка о глупом мышонке» и «Сказка об умном мышонке» находили, в основном, символическое отражение сложностей в детско-родительских отношениях и важности родителей в их жизни. Ученики 6 класса (12-13 лет), которые по возрасту вступили в «полосу недоверия» родителям, были более категоричны в своих суждениях в анализе «Сказки о глупом мышонке». В сказке «Об умном мышонке» совместно детьми и взрослыми были определены «социальные ловушки», расставленные в современном мире для подростков.

В русской народной сказке «Старая хлеб-соль забывается» были расшифрованы представления о добре и зле, правде и лжи. Составленные нами вопросы по ключевым событиям русской народной сказки «Богатырь-Горошек» были направлены на обсуждение с учениками 7 класса нравственных ориентиров для формирования духовной силы (победного духа) и важности физической силы.

Результаты, выводы

Мы понимаем, что результаты такой энергоёмкой (для психолого-педагогической команды) работы, могут быть только отсроченными. Но сам факт включенности детей и подростков в «расшифровку» смыслов выше названных сказок уже является конструктивным. Наш опыт по смысловому анализу русских народных сказок был использован в эфирах «Сказочной гостиной». Мы надеемся, что содержательные материалы проекта могут быть полезны психологам и педагогам других школ.

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе