Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Методика "Образ Родины": исследование патриотического сознания» (разработка и апробация диагностической методики)


Организация: Российский государственный социальный университет (РГСУ) г. Москва

Тема патриотического сознания и патриотического воспитания претендует сегодня на статус общенациональной идеи, поэтому исследовательский интерес к этой проблеме необычайно высок.

Исследование патриотического сознания следует начинать с анализа предмета, на который направлены патриотические чувства граждан. Иными словами, если под патриотизмом понимать любовь к Родине, естественным вопросом является вопрос о том, что именно понимается субъектом под понятием «Родина»?

Наиболее перспективным направлением в изучении образа Родины является использование методов психосемантики, основное назначение которых – оценивать определенные стимулы (в нашем случае – образ Родины) с помощью других стимулов и значений.

Диагностическая методика «Образ Родины» создана на основе анализа релевантных по отношению к Родине понятий, зафиксированных в языке и результатах проведения свободного группового ассоциативного эксперимента.

Методика представляет собой набор из 36 пар прилагательных - ассоциативных семантических универсалий (АСУ). В методике был предложен вариант градуированной шкалы 3 2 1 0 1 2 3, при этом был предусмотрен перевод полученных баллов в шкалу 1 2 3 4 5 6 7.

Составленный опросник семантического дифференциала был апробирован в рамках эмпирического исследования образа Родины. Выборку исследования составила группа респондентов в количестве 165 человек в возрасте от 15 до 62 лет.

Образ Родины в сознании участников исследовательской выборки отражает представление о стране (государстве), в которой они родились и выросли. Среди опрошенных подавляющее большинство с образом Родины ассоциирует не так называемую «малую родину» - место, где они родились и выросли, а Родину как некую общность в единстве территории, природы и культуры. Имеются основания полагать, что образ Родины в сознании человека можно рассматривать как образ «для себя» и образ «для других»: в первом случае Родина воспринимается как большая и сильная, интересная для жизни и комфортная, простая и культурная; Родина «для других» - смелая и дружелюбная, сильная и добрая.

Наиболее противоречивыми характеристиками образа Родины являются АСУ, отражающие представления об образе жизни - постоянном или изменчивом, опасном или безопасном, богатом или бедном. К данному фактору относятся сложные характеристики, понимание которых основано на существующем расслоении общества и его представителей (участвовавших в исследовании респондентов) по возрастным, образовательным, имущественным и иным признакам. Оценка данного вида АСУ характеризуется отсутствием единства и единообразия мнений.
Представления об образе Родины характеризуются определенной динамикой - важнейшей независимой переменной, влияющей на изменяемость образа Родины, является возраст. Существенное влияние на изменяемость образа Родины оказывает уровень образования. Половые различия и место проживания являются характеристиками, незначительно влияющими на представления о Родине.

Результаты факторного анализа позволили выявить 9 основных факторов, определяющих представления соотечественников о Родине. Родина воспринимается, во-первых, как место, в котором удовлетворяются основные витальные потребности человека. Родина вызывает эмоционально-оценочные переживания, воспринимается как мужественная и дружелюбная, интересная для познания и изучения. Образ Родины содержит также нравственную составляющую; Родина воспринимается как культурная и религиозная. Наконец, Родина воспринимается как неуступчивая, упрямая, существующая несколько отстраненно от других, сохраняющая дистанцию с другими, но при этом остающаяся простой и заботливой к своим согражданам.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 3 читателя
12.03.2024 22:08:42Михайловский Арсений ДмитриевичОчень интересная и безусловно актуальная тема!
12.03.2024 22:08:41Савченко Дмитрий ВладимировичАктуальность исследования патриотического сознания, в настоящее время, действительно необычайно высока. Сама по себе методика представляется довольно-таки интересной, возникло желание пройти ее самостоятельно.
12.03.2024 22:08:41Козырева Валентина ВалерьевнаВажнейшая тема

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su