- Водопьянова Наталия Евгеньевна
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и организационной психологии факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, (Санкт-Петербург)
- Банаян Александра Анатольевна
кандидат психологических наук, заведующая лабораторией психологии и психофизиологии спорта, ФГБУ СПбНИИФК, (Санкт-Петербург)
- Ильин Евгений Павлович
доктор психологических наук, кандидат биологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, психолого-педагогический факультет, (Санкт-Петербург)
Организация: ФГБУ "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры"
Актуальность
Активно развивающийся в настоящее время паралимпийский спорт, является уникальным инструментом социальной адаптации и средством спортивно-педагогико-психологической реабилитации, минимизирующим риск проявлений девиантного поведения у людей с ограниченными возможностями здоровья. Паралимпийский спорт, как массовое спортивное движение, играет исключительную роль в социальной проблеме создания инклюзивного общества.
Актуальность настоящего исследования определяется важностью мало изученных вопросов раннего выявления одаренных и перспективных спортсменов из большого числа занимающихся и прогноза эффективности спортивной деятельности паралимпийцев на основе типологических особенностей проявления свойств нервной системы. В хоккее-следж подобных исследований ранее не проводилось. В России паралимпийская дисциплина спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата хоккей-следж появилась в 2009 году (создание первой сборной команды).
Цель исследования
Выявить индивидуальные психофизиологические особенности паралимпийцев различных игровых амплуа в хоккее-следж и оценить их влияние на повышение эффективности спортивной деятельности.
Задачи исследования
- На основе анализа материалов научно-методической литературы и авторского научно-практического опыта представить исторически сложившиеся подходы по проблемам отбора и повышения эффективности выступления спортсменов на соревнованиях, в том числе в паралимпийском спорте.
- Выявить и описать типологические комплексы свойств нервной системы, влияющие на успешность спортивной деятельности спортсменов высокой квалификации в различных амплуа в хоккее-следж.
- Разработать методику оценки текущего состояния психофизиологической готовности спортсменов-паралимпийцев в условиях тренировочной и соревновательной деятельности методом газоразрядной визуализации.
- Выявить взаимосвязи между показателями текущего состояния психофизиологической готовности спортсменов-паралимпийцев и успешностью выступления на соревнованиях.
- Разработать модель учета психофизиологических факторов в психолого-педагогическом сопровождении спортивной деятельности паралимпийцев и выбору игрового амплуа в хоккее-следж.
Основное содержание
В диссертации описаны этапы, в т.ч. перечень 18 спортивных мероприятий (2012-2015 годов), на которых автор в составе комплексной научной группы осуществлял практическую деятельность спортивного психолога по научно-методическому обеспечению спортивной подготовки национальной Паралимпийской команды РФ по хоккею-следж. Результаты данной работы легли в основу исследования, в котором приняли участие 46 спортсменов-паралимпийцев игровых амплуа нападающие, защитники и вратари. Среди них 17 заслуженных мастеров спорта, серебряные призеры Паралимпийских игр в Сочи 2014 г., призеры и чемпионы России 2012-2015 гг.
Значимость исследования
- на основе теоретического и эмпирического исследований показано, что развитие психологического знания в спорте, учет индивидуально-типологических (природных) особенностей, а также текущих психофизиологических состояний спортсменов, является перспективным для решения целого ряда научно-практических задач и разработок системы психолого-педагогического сопровождения тренировочного и соревновательного процессов, формирования модельных характеристик спортсменов по видам спорта, выработки критериев начального отбора и выбора спортивной специализации для целенаправленного «выращивания» будущих чемпионов-паралимпийцев международного уровня;
- доказаны перспективы применения модели учета психофизиологических факторов в психолого-педагогическом сопровождении спортивной деятельности паралимпийцев для достижения высоких спортивных результатов;
- раскрыты существенные проявления концепции о типологических комплексах свойств нервной системы применительно к дисциплине паралимпийского спорта хоккей-следж;
- проведена модернизация психолого-педагогического сопровождения тренировочно-соревновательной деятельности следж-хоккеистов высокой спортивной квалификации.
Результаты
Выявлены типологические комплексы свойств нервной системы посредством двигательных методик Е.П.Ильина, отражающие индивидуальные врожденные психофизиологические особенности спортсменов-паралимпийцев высокой квалификации, специализирующихся в игровых амплуа в хоккее-следж - «Защитник», «Нападающий», «Вратарь».
Разработана неинвазивная методика экспресс-оценки текущего состояния психофизиологической готовности спортсменов посредством метода газоразрядной визуализации.
Предложен к применению в спортивной практике интегральный показатель состояния психофизиологической готовности к спортивной деятельности паралимпийцев, отражающий степень их тренированности, эффективность процессов восстановления и адаптации к условиям окружающей среды.
Доказана взаимосвязь между интегральным показателем текущего состояния психофизиологической готовности и успешностью спортивной деятельности паралимпийцев высокой квалификации.
Разработана новая модель учета психофизиологических факторов в психолого-педагогическом сопровождении спортивной деятельности паралимпийцев для реализации их успешности.