Номинация «Проект года в психологической науке»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Психофизиологические факторы успешности спортивной деятельности паралимпийцев высокой квалификации: на примере хоккея-следж» (диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук)

Авторы:

  • Водопьянова Наталия Евгеньевна

    доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и организационной психологии факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, (Санкт-Петербург)

  • Банаян Александра Анатольевна

    кандидат психологических наук, заведующая лабораторией психологии и психофизиологии спорта, ФГБУ СПбНИИФК, (Санкт-Петербург)

  • Ильин Евгений Павлович

    доктор психологических наук, кандидат биологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, психолого-педагогический факультет, (Санкт-Петербург)

Организация: ФГБУ "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры"

Актуальность

Активно развивающийся в настоящее время паралимпийский спорт, является уникальным инструментом социальной адаптации и средством спортивно-педагогико-психологической реабилитации, минимизирующим риск проявлений девиантного поведения у людей с ограниченными возможностями здоровья. Паралимпийский спорт, как массовое спортивное движение, играет исключительную роль в социальной проблеме создания инклюзивного общества.

Актуальность настоящего исследования определяется важностью мало изученных вопросов раннего выявления одаренных и перспективных спортсменов из большого числа занимающихся и прогноза эффективности спортивной деятельности паралимпийцев на основе типологических особенностей проявления свойств нервной системы. В хоккее-следж подобных исследований ранее не проводилось. В России паралимпийская дисциплина спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата хоккей-следж появилась в 2009 году (создание первой сборной команды).

Цель исследования

Выявить индивидуальные психофизиологические особенности паралимпийцев различных игровых амплуа в хоккее-следж и оценить их влияние на повышение эффективности спортивной деятельности.

Задачи исследования

  1. На основе анализа материалов научно-методической литературы и авторского научно-практического опыта представить исторически сложившиеся подходы по проблемам отбора и повышения эффективности выступления спортсменов на соревнованиях, в том числе в паралимпийском спорте.
  2. Выявить и описать типологические комплексы свойств нервной системы, влияющие на успешность спортивной деятельности спортсменов высокой квалификации в различных амплуа в хоккее-следж.
  3. Разработать методику оценки текущего состояния психофизиологической готовности спортсменов-паралимпийцев в условиях тренировочной и соревновательной деятельности методом газоразрядной визуализации.
  4. Выявить взаимосвязи между показателями текущего состояния психофизиологической готовности спортсменов-паралимпийцев и успешностью выступления на соревнованиях.
  5. Разработать модель учета психофизиологических факторов в психолого-педагогическом сопровождении спортивной деятельности паралимпийцев и выбору игрового амплуа в хоккее-следж.

Основное содержание

В диссертации описаны этапы, в т.ч. перечень 18 спортивных мероприятий (2012-2015 годов), на которых автор в составе комплексной научной группы осуществлял практическую деятельность спортивного психолога по научно-методическому обеспечению спортивной подготовки национальной Паралимпийской команды РФ по хоккею-следж. Результаты данной работы легли в основу исследования, в котором приняли участие 46 спортсменов-паралимпийцев игровых амплуа нападающие, защитники и вратари. Среди них 17 заслуженных мастеров спорта, серебряные призеры Паралимпийских игр в Сочи 2014 г., призеры и чемпионы России 2012-2015 гг.

Значимость исследования

  • на основе теоретического и эмпирического исследований показано, что развитие психологического знания в спорте, учет индивидуально-типологических (природных) особенностей, а также текущих психофизиологических состояний спортсменов, является перспективным для решения целого ряда научно-практических задач и разработок системы психолого-педагогического сопровождения тренировочного и соревновательного процессов, формирования модельных характеристик спортсменов по видам спорта, выработки критериев начального отбора и выбора спортивной специализации для целенаправленного «выращивания» будущих чемпионов-паралимпийцев международного уровня;
  • доказаны перспективы применения модели учета психофизиологических факторов в психолого-педагогическом сопровождении спортивной деятельности паралимпийцев для достижения высоких спортивных результатов;
  • раскрыты существенные проявления концепции о типологических комплексах свойств нервной системы применительно к дисциплине паралимпийского спорта хоккей-следж;
  • проведена модернизация психолого-педагогического сопровождения тренировочно-соревновательной деятельности следж-хоккеистов высокой спортивной квалификации.

Результаты

Выявлены типологические комплексы свойств нервной системы посредством двигательных методик Е.П.Ильина, отражающие индивидуальные врожденные психофизиологические особенности спортсменов-паралимпийцев высокой квалификации, специализирующихся в игровых амплуа в хоккее-следж - «Защитник», «Нападающий», «Вратарь».

Разработана неинвазивная методика экспресс-оценки текущего состояния психофизиологической готовности спортсменов посредством метода газоразрядной визуализации.

Предложен к применению в спортивной практике интегральный показатель состояния психофизиологической готовности к спортивной деятельности паралимпийцев, отражающий степень их тренированности, эффективность процессов восстановления и адаптации к условиям окружающей среды.

Доказана взаимосвязь между интегральным показателем текущего состояния психофизиологической готовности и успешностью спортивной деятельности паралимпийцев высокой квалификации.

Разработана новая модель учета психофизиологических факторов в психолого-педагогическом сопровождении спортивной деятельности паралимпийцев для реализации их успешности.

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Проект года в психологической науке» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе