«"Детский мир": карта индивидуального психологического развития ребенка» (инструментарий для диагностической и коррекционной работы педагога-психолога с детьми, имеющими заикание)
Актуальность
Во ФГОС ДО отмечается необходимость создания адекватных условий для диагностики и коррекции нарушений развития, социальной адаптации и оказания ранней коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), к которым относятся и дети с заиканием. Карта «Детский мир» позволяет получить комплексную оценку индивидуального психологического развития каждого ребенка с заиканием, посещающего группу семейной логопсихотерапии. Разработка подобной карты отвечает принципам индивидуализации образования ребенка с ОВЗ, направленной коррекции особенностей его развития и оптимизации психологического сопровождения в условиях ДОО.
Новизна проекта
Новизна заключается в создании психологического инструмента, интегрирующего представления о психологических и личностных особенностях дошкольника с заиканием и его семье.
Значимость проекта
Данный психологический инструмент позволяет фиксировать, изучать, анализировать результаты диагностики развития ребенка с ОВЗ, выявлять его индивидуальные особенности и потребности, отслеживать динамику развития во время пребывания в группе. Карта индивидуального развития ребенка включает также сведения о его семье, которая рассматривается как активный субъект процесса преодоления заикания по системе семейной групповой логопсихотерапии (Н.Л. Карпова). Карта «Детский мир» может быть востребована педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций, воспитывающих дошкольников с ОВЗ.
Цель разработки инструмента
Создание психологического инструмента, интегрирующего результаты диагностики развития ребенка с заиканием, особенностей его семьи, как основы индивидуального психологического сопровождения ребенка в ДОО.
Задачи
- Разработать карту индивидуального психологического развития дошкольника с заиканием.
- Оформить рекомендации к ее заполнению и использованию.
- Представить варианты ее заполнения.
Основное содержание работы
- I этап – анализ и обобщение материалов диагностической работы педагога-психолога в дошкольной группе семейной логопсихотерапии за последние три года – январь – апрель 2020 г.
- II этап – разработка карты индивидуального психологического развития дошкольника с заиканием «Детский мир» – май – июль 2020 г.
- III этап – окончательная доработка психологического инструмента и оформление карт индивидуального развития воспитанников группы – сентябрь – декабрь 2020 г.
Результаты
- Определены разделы, содержание и формы представления данных, интегрирующие представления о психологическом развитии ребенка дошкольного возраста.
- Обозначены диагностические процедуры, направленные на получение данных о психологическом развитии ребенка с заиканием.
- Апробированы варианты заполнения разработанных карт индивидуального психологического развития ребенка «Детский мир».
Выводы
Разработанная карта индивидуального психологического развития дошкольника «Детский мир» является адекватным психологическим инструментом для диагностико-коррекционной работы с дошкольниками, имеющими заикание, а также их семьями.
Карта «Детский мир» позволяет отслеживать и документировать компоненты индивидуального психологического развития дошкольников с заиканием и способствует накоплению необходимых знаний для построения целенаправленного и содержательного процесса психологической коррекции имеющихся затруднений – интеллектуальных, эмоциональных, личностных.
- Статья в журнале «Справочник педагога-психолога», 2017, № 9"
- Кругликова А.Ю, Крымова Ю.В «Психологическое консультирование родителей в семейной групповой логопсихотерапии»
Голос из ВКонтакте