Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Универсальный психолого-педагогический инструмент "Время Взрослеть"» (программа работы с детьми, подростками, родителями и педагогами)


Автор:
Истомин Владислав Викторович
Первоуральск, Екатеринбург, Новоуральск

Цель проекта - помощь обучающимся, педагогам, родителям в развитии «сквозных» Взрослых качеств личности.

Взрослые качества личности – это ответственность, автономность, эмоциональная устойчивость, осознанность, аутентичность, зрелые защитные механизмы и т.д. (подробнее – в материалах проекта).

Проект универсален, актуален для важнейших тем в образовании, направлен на работу со всеми субъектами.

Механизм реализации: актуализация субъект-субъектной парадигмы с помощью современных социально-психологических и социокультурных методов и практик, в том числе в дистанционном формате.

Концептуальная основа: гуманистическая психология и современный транзактный анализ; парадигма структурного подхода к описанию личности.

Ключевая идея: актуализация и развитие «Взрослых» качеств обучающихся возможно только при условии, что педагоги и родители находятся в позиции «Взрослый». 

Актуальность

Реализация проекта позволит снизить остроту актуальных социально-психологических и психолого-педагогических проблем:

 У подростков и молодежи:

  • Низкий уровень личностной мотивации и личностной ответственности за результаты своей деятельности и жизни в целом.
  • Риски проявлений различных форм зависимого поведения (психоактивные вещества, алкоголизм, зависимость от социальных сетей и медиаконтента, кибермания, зависимость в отношениях и др.).
  • Инфантилизм (нереалистичность) социальных и профессиональных установок, социальная пассивность, доминирование потребительских ценностей.
  • Социальная пассивность и социальное иждивенчество.
  • Рост агрессии (в том числе, кибербуллинга) и аутодеструкции (суицидального поведения).
  • Дефицит мотивации и личностных ресурсов для преадаптивной активности.
  • Акцентуации и негативные проявления психологической сепарации.
  • Риски правонарушений и преступности.
  • Ранний половой дебют, проблема абортов и заболеваний, передающихся половым путем, эпидемия ВИЧ инфекции.
  • Экзистенциальный «вакуум».

В школе, в учреждениях СПО:

  • Доминирование в образовании авторитарной модели управления, «воспитания» и обучения.
  • Дефицит в современной российской школе позитивного эмоционального обмена и признания ценности и уникальности каждой личности (проблема обесценивания). 
  • Возрастание рисков эмоционального выгорания педагогов и родителей.
  • Риски «сползания» образования от личностно-ориентированного к функциональному, «цифровому».
  • Повышение напряженности в межличностных отношениях в школьном социуме.

В семьях обучающихся:

  • Доминирование невротического стиля общения. 
  • Риски дистанцирования, повышения токсичности и обесценивания в отношениях между родителями и подростками, связанные с экономической и социально-политической ситуацией.
  • Низкий уровень психологической культуры, в том числе культуры обращения за психолого-педагогической помощью.

Сферы применения проекта в современном образовании:

  1. Воспитание.
  2. Учебная мотивация.
  3. Тьюторство.
  4. Персонализация.
  5. Медиация.
  6. Профориентация.
  7. Работа c обучающимися с ОВЗ.
  8. Работа с одаренными обучающимися.
  9. Работа с обучающимися в статусе «детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  10. Профилактика и коррекция деструктивных форм поведения.
  11. Дистанционные формы обучения.
  12. Психолого-педагогическое консультирование.
  13. Волонтерство.
  14. Социокультурная деятельность.

Значимость проекта

  • Повышение психологической культуры всех субъектов сферы образования.
  • Гуманизация взаимоотношений всех субъектов образования.
  • Актуализация и повышение качества культуры сотрудничества администраторов, педагогов, психологов и других специалистов помогающих профессий, заинтересованных в успешном развитии российского образования.

Основные риски реализации:

  1. Сопротивление  педагогов, связанное с необходимостью пересмотра сложившихся психолого-педагогических установок и изменения привычных способов (стиля) межличностного взаимодействия в профессиональной деятельности.
  2. Низкий уровень доверия родителей к предложениям со стороны педагогического сообщества, затрагивающих имплицитный базовый уровень родительских установок и неосознанных сценарных паттернов.
  3. Доминирование командного (авторитарно-вертикального) стиля управления в системе образования.
  4. Тренды «цифровизации», «технологизации» образования, смещающие акцент с личностно-ориентированного образования на функционально-технологический.
  5. Ограниченность ресурсов для успешного тиражирования и масштабирования проекта.

Методические материалы для реализации проекта актуальны в работе педагогов всех уровней и сфер образования, исключая дошкольный уровень, а также для родителей и самих обучающихся.

Опыт презентации проекта на научно-практических мероприятиях – конференциях, семинарах, форумах от областного до международного уровня и опыт его практической реализации показывает высокую степень востребованности и полезности проекта для широких кругов психолого-педагогического сообщества.

Приглашаю коллег, заинтересованных идеями и перспективами проекта к плодотворному сотрудничеству! Буду рад предложениям совместной работы.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 14 читателей
15.03.2021 20:49:37Бондаренко Катерина Проект поддерживает гуманистическую традицию в образовании. Быть мудрым и любящим Взрослым - главная задача родителя и педагога.
Голос из ВКонтакте
10.03.2021 15:05:55Нестерова Анастасия СергеевнаПроэкт актуальный!!! Буду использовать в своей работе! Спасибо большое!
10.03.2021 14:54:41Посаженникова Алена ДмитриевнаЗаинтересовала сильно гуманистическая направленность проекта - нашему образованию и отношениям в семье сейчас этого часто не хватает.
10.03.2021 10:33:42Просвирнина Екатерина НиколаевнаИнтересно, актуалтно
03.03.2021 19:38:53Леманн Варвара СергеевнаДанный проект - помощник в развитии Взрослых качеств ребёнка/подростка, и важно акцентировать внимание на данной теме и внедрять этот проект в российское образование. Благодарю!
03.03.2021 19:18:02Ли София АлександровнаВладислав, благодарю за информативный материал. Очень надеюсь, что наше подрастающее поколение будет психологически выносливее и Взрослее. Спасибо!
03.03.2021 14:10:42Королева Лера АлександровнаЭтот проект очень заинтересовал меня. Если вдуматься, то ценность этого проекта велика. Буду использовать и в работе, и в учебе
03.03.2021 12:44:59Субботина Мария ДмитриевнаПроект заинтересовал своей практической направленностью. Буду использовать и в работе и в семье
03.03.2021 11:40:48Нуртдинова Арина АлександровнаЦенность этого проекта больше не для психологов, а для родителей и преподавателей. Сложнее всего, чтоб они это поняли.
02.03.2021 20:38:22Ивашина Алёна АлександровнаВижу ценность проекта не только для психологов, а больше для педагогов и родителей. Самое сложное - донести эти идеи до большинства.
28.02.2021 19:49:04Курашова Екатерина ДмитриевнаВладислав, действительно важно поднимать данную тему и доносить ее смысл до педагогов и обучающихся. Успехов Вам!
25.02.2021 20:36:53Иванова Оксана Андреевнана данный момент эта самая актуальная тема, так как наша молодежь не может правильно расставлять приоритеты в жизни.
21.02.2021 16:51:58Глухова Эвелина ЕвгеньевнаПроект направлен на помощь в развитии важных Взрослых качеств школьников, студентов, любого человека. Эффективный инструмент для выстраивания Взрослых отношений, актуальных в современном обществе. :)
20.02.2021 09:00:03Истахова Анастасия АлександровнаТакой театральный проект действительно не только мощный социальный инструмент, оказывающий влияние в формировании моральных качеств его юных актеров, но и способствующий также через творчество донести до зрителей то самое важное, о чем каждый думает и переживает. Успехов и дальнейшего развития!

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su