«Психофизиология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения» (учебник для вузов)
Учебник «Психофизиология: Учебник для вузов. Стандарт третьего» отличается от аналогичных большим количеством иллюстративного материала и максимальной приближенностью к настоящему времени, поскольку ссылки есть и 2017г и 2018гг.
Отличительной особенностью является описание тех изменений, которые произошли в науке в последнее время. Например, приводятся аргументы, согласно которым понятие гомеостаз не соответствует современным представлениям о работе организме. Вводится понятие аллостаз и аллостатическая нагрузка. Это позволяет представить реакцию на стресс с современных позиций. Более того, в этом же разделе подробно описаны эпигенетические механизмы, благодаря которым влияние социума и семьи меняют возможность активации разных генов. ПОдробно описан эпигенетический механизм, согласно которому ранний стресс, переживаемый ребенком в первые полтора года жизни, ведет к закрытию гена, отвечающего за рецепторы к кортизолу.
Более подробно эпигенетические механизмы описаны в главе о психофизиологии развития в параграфе "Критические периоды раннего онтогенеза".
Во многих главах появлются параграфы, ранее встречающиеся в таких учебниках. В главе, посвященной биологическим основам психики, есть параграф "нейротрофины", при описании творчества и креативности вводится понятие "двойная исключительность", для характеристки движении введены два параграфа "Зеркальные нейроны" и "зеркальный нейроны у человека", есть параграф, описывающий определение положение тела в пространстве, в котором представлены исследования супругов Мэй-Бритт Мозер и Эдварда Мозера, за которые они в 2014г получили Нобелевскую премию.
В работе гармонично соединяются теории, явояющиеся достижением советской и российской науки и новые актуальные данные. Так, характеристика механизма предвидения, который лежит в основе современного понимания работы мозга, опирается на функциональную систему Анохина.
Дается современное описание репрезентаций, устранения избыточности информации в нервной системе, описаны механизмы пластичности. При описании сознания вводится понятие квалия и обсуждается проблема сознания у животных.
В главе о старении описываются совремнные механизмы нейротрофических заболеваний и механизмы, позволяющие замедлить дряхление организма.
В главе об аддикциях описана дофаминергическая система подкрепления и механизмы ее нарушения. Наконец, в главе "Психофизиология пола" представлены современные взгляды на выбор пути развития организма по мужскому или женскому способу, описаны механизмы дифференцировки мозга и нарушения этих механизмов в процессе развития.