Номинация «Проект года в психологической науке» по итогам 2018 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Специфика межполушарного взаимодействия у детей с задержкой психического развития» (выпускная квалификационная работа по окончании специалитета)

Автор:

Организация: Тамбов

Актуальность

Работа посвящена изучению актуальных для современного общества вопросов, связанных с проблемами специфики межполушарного взаимодействия у детей, имеющих задержку психического развития. Изучение данной проблемы особенно важно для выявления причин, по которым дети с ЗПР имеют более низкий уровень развития высших психических функций, по сравнению с нормально развивающимися детьми. Это обстоятельство и определило направление исследования, которое дополняется высокой прикладной востребованностью среди воспитателей, педагогов и родителей.

Новизна

Новизна работы заключается в нейропсихологическом подходе к диагностике и коррекции несформированных психических процессов.

Теоретическая значимость

Анализ и систематизация научных исследований по проблеме межполушарного взаимодействия.

Практическая значимость 

Полученные результаты послужили основанием для реализации коррекционно-развивающей программы, с использованием современного метода функционального управления «Волна»,  для коррекции внимания как высшей психической функции.

Содержание работы

Осуществлен теоретический анализ литературы по данной проблеме; изучена специфика становления внимания у детей с ЗПР; проанализирована взаимосвязь межполушарного взаимодействия и внимания у нормально развивающихся детей и детей с ЗПР; проведена коррекция внимания с учетом выявленных особенностей; проанализирована динамика результатов повторного исследования, после проведения коррекционно - развивающих занятий.

Выводы

Таким образом, у детей с задержкой психического развития отмечается ослабление межполушарного взаимодействия. Слабые межполушарные взаимодействия и несформированность полушарий отражаются на других высших психических функциях. 

На примере исследования внимания у детей с задержкой психического развития было выявлены следующие особенности: замедленное вхождение в задание, трудности сосредоточения на объекте деятельности, быстрая истощаемость, сниженное распределение. «Прилипание» внимания, выражающаяся в трудностях переключения с одного вида деятельности на другой и тд.

Выявленные особенности послужили основанием для проведения коррекционной работы с группой детей. Результаты коррекционных занятий свидетельствуют об улучшении таких свойств внимания как: продуктивность, устойчивость и целенаправленность. Проведенная премоторная проба показала улучшение межполушарного взаимодействия. 

Полученные результаты призывают к привлечению внимания к проблеме специфики межполушарного взаимодействия у дошкольников с ЗПР, которое имеет большое значение в дальнейшем школьном обучении. Своевременно выявленные особенности помогут скорректировать имеющиеся нарушения и избежать трудностей в школьном обучении. 

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Проект года в психологической науке» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе