- Клюева Надежда Владимировна
доктор психологических наук, заведующая кафедрой консультационной психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (Ярославль)
- Армашова Анастасия Борисовна
кандидат психологических наук, психолог-консультант, ведущая тренинговых групп, Центр обучения и психологического консультирования (Ярославль)
- Борисенкова Полина Александровна
Магистр, Частная практика (Ярославль)
- Грицай Артем Олегович
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры консультационной психологии, сотрудник Центра корпоративного обучения и консультирования, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова (Ярославль)
- Драпак Елена Васильевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры консультационной психологии факультета психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (Ярославль)
- Дубиненкова Елена Николаевна
(Ярославль)
- Кряжева Надежда Леонидовна
(Ярославль)
- Москаленко Надежда Викторовна
старший преподаватель кафедры консультационной психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (Ярославль)
- Навалихина (Кутукова) Тамара Юрьевна
психолог-консультант, ведущая тренинговых групп, менеджер проектов Центра обучения и психологического консультирования, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (Ярославль)
- Руновская Елена Геннадьевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры консультационной психологии факультета психологии, Ярославский государственный университет им.П.Г. Демидова (Ярославль)
- Серафимович Ирина Владимировна
кандидат психологических наук, и.о. ректора, проректор по организационно-методической деятельности, Институт развития образования Ярославской области (Ярославль)
- Фаерман Михаил Исаакович
кандидат психологических наук, доцент кафедры консультационной психологии факультета психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (Ярославль)
Организация: Некоммерческое партнерство "Региональная Ассоциация психологов-консультантов"
Цель
Развитие психолого-педагогической компетентности и обучение родителей (г.Ярославль, Ярославская область) технологиям традиционных и новых для русской культуры игр, обеспечивающих психологическое и физическое развитие детей, улучшение внутрисемейных отношений, укрепление связей между поколениями, развитие семейных традиций и ценностей.
Задачи
Разработать и внедрить в регионе комплекс инновационных технологий для просвещения родителей; Сформировать у родителей дошкольников (в том числе, детей с ОВЗ) и младших школьников навыки организации совместной семейной игровой деятельности, в которую вовлечены прародители, родители и дети; информировать население о важности повышения родительской компетентности и использования игровых практик в жизни семьи.
Обоснование
Проект обеспечивает решение следующих проблем: уход культуры «реальных», а не виртуальных игр и совместности из семьи; неумение родителей творчески организовать внутрисемейную жизнь, вовлечь в нее бабушек, дедушек и детей; недостаточность просветительской работы с родителями и современных научно обоснованных технологий повышения родительской компетентности, методических разработок по семейным игровым практикам в регионе, особенно это касается родителей, имеющих детей с ОВЗ, и семей, живущих в отдалении от областного центра, где не хватает психологов; необходимость сохранения традиций, присущих русскому народу, которые заложены в игровых практиках и важность создания новых игропрактик, обеспечивающих развитие семьи как системы; важность формирования социальной ответственности и профессиональных умений студентов, привлекаемых в качестве волонтеров к социальным проектам.
Целевая аудитория: дети дошкольного и младшего школьного возраста, их родители и прародители (бабушки, дедушки); студенты; психологи образования и педагогические работники (дет. сады, школы)
Количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта – 8556.
Команда проекта – психологи, имеющие большой опыт образовательной, просветительской и консультационной работы с родителями и семьями, ученые факультета психологии ЯрГУ; студенты-волонтеры фак-та психологии ЯрГУ.
Что было сделано
- 10 интерактивных лекций в Родительском университете на базе ЯрГУ им. П.Г. Демидова (используемые методы: дискуссия, кейс-стадии, анализ видеосюжетов, психологические упражнения). Лекции транслируются он-лайн и доступны на y-tube.
- 40 групповых консультаций для родителей и прародителей в дет.садах и школах (гг. Ярославль, Тутаев, Данилов).
- Конкурс для семей «Давай поиграем». По итогам конкурса создана коллекция традиционных семейных игр и новых для российской культуры игровых практик, опубликована брошюра «Семейная игротека». Авторы - дети, родители, бабушки и дедушки.
- Проведен областной семейный фестиваль «Игрофест» с показом игровых практиков и награждением активных семьей.
- Авторские видеоролики: «Жизнь замечательных детей», «В стране бабушек, дедушек, мам и пап: правила общения изучай с рождения», «Давайте поиграем! (игры в жизни семьи)», которые транслировались по региональному телеканалу «Первый Ярославский».
- Обучающие семинары и вебинары по повышению родительской компетентности для психологов образования.
- Опубликовано 6 просветительских научно-популярных статей.
- Разработанные технологии внедрены в учебный процесс факультета психологии ЯрГУ.
- Выступления разработчиков проекта на конференциях, круглых столах, дискуссиях позволило привлечь внимание большего числа населения, органов власти и специалистов к вопросам воспитания детей, ценности совместности и технологиям ее создания в проведении досуга.
- Все просветительские и методические материалы размещены в СМИ, социальных сетях, на сайтах правительственных и 73 –х образовательных организаций Ярославля и области. 15 тематических выступлений авторов в СМИ (эксперты и приглашенные гости). Аудитория основной группы в социальных сетях 1521 человек.
Результаты
Результаты для родителей – развитие психолого-педагогической компетентности, формирование умений применить игры в воспитании ребенка и развитие традиций совместности и творчества в семье. Стоит отметить повышение мотивации и вовлеченности родителей в работу Родительского университета, активное участие в групповых консультациях (смена позиции со слушателя на активного участника), увеличение запросов на консультации психологов, большое количество просмотров просветительских материалов, размещенных в социальных сетях; для детей – развитие творческого потенциала, коммуникативных умений, приобщение к культуре русского народа через игровые практики; для старшего поколения– общение с близкими как ресурс повышения психологического благополучия, передача культурного опыта; для общества и региона – укрепление института семьи, формирование ответственного родительства; вклад в наполненность региона событиями, привлекательными для населения (фестиваль «Игрофест»); для студентов-волонтеров – формирование социальной ответственности, опыт реализации проектов, развитие профессиональных умений; для психологов образования - освоение новых технологий просвещения родителей.
Выводы
Благодаря реализации проекта тема компетентного, просвещенного родителя, осознающего ценность семьи и родительства начала активно звучать в регионе. Особенно важно, что это произошло и в малых городах области, где ощущается нехватка специалистов, не достаточно возможностей для получения квалифицированной психологической помощи и поддержки. Просветительские материалы активно используются родителями, специалистами, работающими в образовании.
Проект был поддержан Правительством ЯО (Департамент образования, Управления по социальной и демографической политике), органами муниципального управления г. Тумаева и г. Данилова, образовательными организациями (ЯрГУ, «Институт развития образования», Городской Центр развития образования) бизнес-организациями, которые предоставили информационную поддержку и подарки для активных семей.