Гуринова Вера Викторовна
Щёкино, Тульская область
| ||||||||||||||||
Номинация «Психологический инструмент года» Реферат проекта «Использование нейропсихологических технологий в ходе реабилитации детей, имеющих сочетанный дефект развития» (коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста, воспитывающихся в домах-интернатах социальной защиты)
«Именно поведение выделяет умственно
отсталого ребенка среди остальных детей»
Л.С. Выготский
Это интересное детство
При поступлении на факультет психологии (кафедра «Специальной психологии») педагогического университета, было множество вопросов: что же такое эта непонятная психика?, что происходит, когда говорят о психическом заболевании?, почему есть дети с патологией психики?, чем отличается развитие ребенка без патологии развития и с особенностями?, какие причины вызывают нарушения развития? И как помочь ребенку, который не по своей вине отличается от других, максимально приблизить его к тому состоянию как сверстники? Про это нам рассказывали преподаватели. Чтобы разобраться в том, что изучали за университетские годы, надо было начинать работать там, где есть самый сложный дефект развития и понять механизм возникновения особенностей нарушения.
Условия возникновения. Приглашение работать в доме-интернате для умственно отсталых слепых детей меня очень заинтересовало. За годы учебы мы с интересом слушали лекции об особенностях психического и физического развития детей, имеющих сочетанный дефект. Но тогда я и подумать не могла, что есть столько детей с патологией нервной системы, они все похожи, и такие разные!
В учебниках по патопсихологии и психопатологии всегда рекомендуют детально изучать историю родов, развития ребенка – как говорят у медиков – собирать анамнез. У всех детей, истории которых я изучала, были выраженные особенности околородового периода развития: травматические обстоятельства, инфекции и т.п. и при этом страдала нервная система.
Тема. Использование нейропсихологической коррекции как ведущей технологии в своей практической деятельности позволяет работать с причиной нарушения – поражением нервной системы. Ведь убирая воздействие травмирующего фактора, мы получаем шанс реабилитации. Таким образом, использование нейропсихологической технологии в ходе реабилитации детей с поражением нервной системы является наиболее целесообразным.
Идея. Опираясь на знания о пластичности нервной системы, особенно детского возраста, я начала осваивать методику «Гимнастика ума», называемую кинезиологией. Много полезного почерпнула, когда стала использовать телесно ориентированные подходы в психокоррекционной работе. Ребятам нравились занятия, они высчитывали и говорили мне когда пойдут в «волшебную комнату». Положительные перемены, которые происходили с детьми в ходе работы, подталкивали меня к поиску новых методик. Так мы «познакомились» с направлением нейропсихологической коррекции – «Метод замещающего онтогенеза» (МЗО). Стало ясно – это то, что нужно – там были исчерпывающие ответы на вопросы, которые касались как причин возникновения нарушения, так и того, что же с этим делать.
Актуальность
Педагог-психолог Головеньковского дома-интерната работает в парадигме нейропсихологической коррекции. Нейропсихология – наука о связи проявления психических процессов с деятельностью головного мозга. Наука о том, что же делать и как помочь человеку, у которого налицо проявления сбоев в работе нервной системы, ведь – психика – это проявление работы мозга, как сказал великий дефектолог Л.С. Выготский, который был дружен с основоположником нейросихологии А.Р. Лурией.
Методы, которые я использую в своей работе, направлены на коррекцию поведения, как проявления психической деятельности, абилитацию умственно отсталого ребенка. В нейропсихологической коррекции точно обозначен алгоритм работы с ребенком (человеком).
Теоретическая обоснованность. В основе коррекционной работы лежит метод замещающего онтогенеза, созданный в 1990 – 1997 г.г. (Семенович А.В., Цыганок А.А., 1992 г.; Архипов Б.А. 1995 г. И др.) и доказал свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с различными вариантами развития.
Методологически работа опирается на современные (по Лурия А.Р.) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации психических функций в онтогенезе (прежде всего, в ракурсе теории о трёх блоках мозга), учение Цветковой Л.С. о нейропсихологической реабилитации; принцип «замещающего онтогенеза» Семенович А.В.
Один из законов гласит – восстановление нарушенных функций будет более успешным, если максимально рано начать работу от времени начала воздействия негативного фактора. Поэтому мои подопечные – самые маленькие жители нашего дома.
Новизна
В 90-е годы XX века ситуация в специальном образовании поменялась. Нет оснований винить родителей; их отучали принимать решение самостоятельно и нести за него ответственность, отлучали от собственного ребенка на протяжении многих десятилетий. Эта традиция была заложена задолго до 1917 года, фактически с момента рождения российской специальной школы, а это 1806 год. Эта школа изначально строилась как учреждение закрытого типа, как интернат, и уже тогда детей-инвалидов «ради их исправления» на долгие годы забирали у родителей. Миф о целесообразности изъятия аномального ребенка из семьи и возвращении его близким в «исправленном виде» оказался на редкость жизнестойким.
Гуманизация общественного развития вызывает повышенный интерес к детям с нарушениями развития, к условиям их оптимальной интеграции в социум.
Адресная направленность
Программа рекомендуется для детей дошкольного возраста, воспитывающихся в домах-интернатах социальной защиты населения, имеющих выраженную интеллектуальную недостаточность.
Трудоёмкость. Конечная цель работы нашего дома-интерната – адаптация ребенка с нарушениями развития к жизни в обществе. В силу сложившихся обстоятельств особенностей его развития – быть менее обременительным, а может и более полезным для того места, в котором он окажется, когда покинет стены нашего учреждения. Ведь способ, при помощи которого ребенок может приспособиться к миру, зависит от особенностей самого ребенка, его возможностей. А мы в его жизни – посредники, которые, опираясь на знания законов развития, должны максимально создать условия для того, чтобы его дефект менее проявлялся.
Цель и задачи
Цель работы специалиста – формирование произвольной саморегуляции детей, коррекция поведения.
Таким образом, определяются следующие задачи:
Объектом работы являются воспитанники нашего дома-интерната. Предметом – изучение потенциальных (резервных) возможностей психики детей.
Свое «знакомство» с ребенком начинаю с тщательного изучения его раннего развития, условий воспитания, изучения медицинской карты. Особенно обращаю внимание на наличие наследственных заболеваний (нервно-психических, алкоголизма и т.п.). Этот вид деятельности отражен в заполнении и ведении карты «Психологический статус ребенка». Для маленьких, вновь поступивших детей, совместно с воспитателем мы заполняем, разработанный в нашем учреждении «Маршрут индивидуального развития». В котором мы отмечаем актуальное развитие ребенка. Далее весной проводим контрольную диагностику – отмечаем достижения ребенка. Известно, что в каникулярный период у детей с выраженными нарушениями развития, происходит некоторый «откат» сформированных навыков, посему мы (в интересах ребенка и построения более точной работы) отступаем от рекомендаций АООП II вариант, и проводим диагностику не в середине года, а на начало «учебного года».
Исходя из поставленных задач, определились методы и способы моей работы: индивидуальные и подгрупповые занятия по нейропсихологической коррекции, консультации воспитателей относительно состояния ребенка, рекомендации, просвещение сотрудников, ведение рубрики на стенде.
Ребята с интересом и удовольствием выполняют двигательные упражнения, которые создают возможности у их неравной системы «работать» более правильно в условиях имеющейся патологии. Мы все, кто работаем с данной категорией детей, понимаем, что полностью вернуть им здоровье, сделать их «нормальными», «такими же как все» невозможно. И, тем не менее, в течение долгого времени продолжаем трудиться, что позволяет ребенку стать взрослее, научиться чему-то новому (Цыганок А.А.). То, чем мы занимаемся в стенах интерната, поможет детке с нарушениями развития во взрослой жизни. Даст возможность раскрыться, быть актуальным и востребованным там, где он будет, когда вырастет.
Результаты
Как результат можно отметить следующие перемены в развитии: от индивидуальных занятий мы переходим к групповой форме взаимодействия, ребята успешно «включаются» в занятия и хорошо усваивают его стереотип. У многих выражен интерес к занятиям, соперничеству, улучшилось состояние произвольной саморегуляции, коммуникативных навыков. Сейчас те, с которыми начинали работать уже подросли, повзрослели и помогают в быту. Более «сложные» воспитанники становятся менее зависимыми от персонала.
Содержательные материалы Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени) За этот проект
проголосовало: 2 читателя ▼ 12.03.2024 22:08:30Лучина Наталия АлександровнаИспользование нейропсихологических технологий - реальная помощь данной категории детей. | ||||||||||||||||
|