«Психологическая, педагогическая, диагностическая игра "МАЯК" - как средство повышения мотивации персонала» (печатное издание)
«И будущее уже наступило»
Роберт Юнг
Актуальность работы
В данной работе предлагается способ повышения эффективности мотивации обучающегося в подразделении учебного центра путем сочетания активных методов обучения и технологии Open Space.
История применения метода
В конце 2012 года автор работы участвовал в конференции, которая проводилась по технологии открытого пространства (Open Space Technology). С начала 2013 года данный подход к проведению занятий стал использоваться в Калужском подразделении Московского учебного центра профессиональных квалификаций, структурного подразделения Московской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
Новизна
Закон и четыре принципа открытого пространства позволяют создать ситуацию, в которой люди, заинтересованные каким-то общим вопросом, имеют максимальные шансы найти друг друга и обсудить его в непринужденной «открытой» атмосфере, самостоятельно выбирая собеседников и тему разговора.
Сохраняя основные структурные элементы технологии «открытого пространства», видится возможным и эффективным ее перенос в образовательное пространство подготовки рабочих кадров ОАО «РЖД».
Этапы работы
Начало проведения занятий с использованием элементов технологии открытого пространства (Open SpaceTechnology): игры «Маяк» - январь 2013 года. В настоящее время игра используется в организации учебного процесса.
Результаты и выводы
Всего участвовало в эксперименте: 4289 человек.
Данный метод задает ответственность, ограничивает эгоцентризм и включает воображение сотрудников (обучаемых).
Эффективность применения игры заключается:
- выявление слабых и сильных мест в уровне знаний обучающихся,
- быстрое включение обучающихся в процесс обучения (обсуждения),
- решение проблемы клиенто - ориентированности в обучении.
Учебные занятия, на которых проходят дискуссии в формате элементов Open Space, способствуют формированию навыков межличностного общения, умения выслушать различные точки зрения и отстаивать свою точку зрения, умения сотрудничать и работать в команде, а также формируют навыки публичной речи.
Выстраивание (планирование) предстоящего мероприятия на основе свободного выбора группы, дает возможность тренеру более эффективно проводить любое мероприятие.
Цель применения игры в образовательном процессе: формирование положительной учебной мотивации обучающихся на каждом уроке по изучаемой дисциплине.
Цель применения игры в работе с малыми группами сотрудников: формирование положительной мотивации сотрудников компании для достижении максимальных целей.
Объектом применения метода в образовательном процессе является мотивационная сфера учения обучающихся на различных занятиях.
Объектом применения метода в управлении персоналом является мотивационная сфера сотрудников компании на различных мероприятиях.
Предметом применения игры являются вопросы, связанные с организацией мотивационного этапа встречи (занятия) для формирования у сотрудников (обучающихся) положительных мотивов к теме встречи (учения).
Результативность применения метода определялась в качестве эксперимента психологической диагностики эмоционального состояния обучаемых перед и после проведения игры.
В качестве инструмента диагностики применялся тест – шкала самооценки (Самочувствие. Активность. Настроение). Методика разработана В.А.Доскиным, Н.А.Лаврентьевой, В.Б. Шарай и М.П. Мирошниковым в 1973 году. Опросник САН направлен на исследование особенностей психоэмоционального состояния. При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния — самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений.
Анализ показывает, что показатели эмоционального состояния обучаемых возросли на 40 и более процентов.
Таким образом, технология Open Space с одной стороны является жесткой структурой с понятными рамками, а с другой - абсолютно открытой субъектной формой, с максимальными возможностями не только выбора, но и свободного исследования для обучающихся. На основе теории и практики Open Space возможно создание самых разнообразных методик, объединенных едиными педагогическими принципами.
Перспективы использования игры:
- интерес к групповой работе, и как следствие повышение эффективности всего профессионального обучения;
- решение более острых (сложных) и важных проблем, возникающих в процессе образования;
- создание творческой и свободной атмосферы в процессе обучения;
- укрепление имеющихся умений и навыков обучаемых;
- выявление слабых мест компетенций группы.
Создавая новые формы в поле технологий открытого пространства, необходимо помнить, однако, что мы имеем дело со сложнейшей структурой, где любая деталь может являться важным инструментом. Соответственно, адаптируя технологию, нужно следить за тем, чтобы не нарушить структурообразующий элемент, который отвечает непосредственно за процесс.
Голос из ВКонтакте