Номинация «Психологический инструмент года» по итогам 2017 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Модели межличностных отношений в зеркале визуального искусства» (методика выявления типологических особенностей ситуаций межличностного взаимодействия в контексте развития личностного и творческого потенциала в процессе оценки, понимания и решения ситуаций)

Автор:

  • Ширяк Мария Семёновна

    кандидат психологических наук, директор, Международный центр «Культура и качество жизни» в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербург)

Исследование восприятия и интерпретации художественных образов межличностного взаимодействия в произведениях живописи становится одной из актуальных областей современной социальной психологии.

Актуальность

«Искусство выступает как особая форма познания реальности, творческой активности личности, особая форма общения художника и зрителя, моделируя систему отношений человека к миру» (Л.С. Выготский). В этом контексте существенную роль играет познание и осмысление ситуаций межличностного взаимодействия в произведениях живописи через приобретение навыков практической деятельности в интерпретации живописи, формирование эстетического вкуса, развитие позитивного мышления.

Новизна

Новизна и оригинальность концепции заключается в том, что в качестве интерпретируемых моделей были выбраны произведения живописи, стимулирующие развитие творческих ресурсов личности, в отличие от традиционного взгляда на процесс восприятия живописи, имеющий ярко выраженный арт-терапевтический эффект.

В работе над созданием методического обеспечения мы исходили из главного теоретического положения культурно-исторического подхода Л.С. Выготского: «От структуры объекта через переживание образа к чувственному восприятию субъекта».

Цель

Методики, заявленной в диссертационном исследовании, выявление типологических особенностей ситуаций межличностного взаимодействия в контексте развития личностного и творческого потенциала (креативности) в процессе оценки, понимания и решения ситуаций. Методика сертифицирована в Университете 5 Сорбонны.

Методики восприятия и понимания межличностных отношений включены в Курс повышения квалификации ДОП «Интерпретация межличностных отношений в произведениях живописи» для СПбГУ. Отзывы о Программе Курса ПК приложены.

Методики развития креативности при интерпретации ситуаций межличностного взаимодействия включены в Курс ПК ДОП «Инновационная модель развития творческого потенциала» для РГПУ им. А.И. Герцена.

Комплекс методик представлен в Содержательной части и в Презентации, а также в раздаточном материале для Круглого стола на 5 WCPP в Монреале (июль 2017) и в рекламе методики. Методика не имеет аналогов в отечественной и зарубежной психологической практике.

Внедрение новых технологий развития воображения будет способствовать успешному решению творческих задач, достижению положительных результатов деятельности на основе использования внутренних ресурсов личности. Результаты работы могут быть использованы в психодиагностических целях – для измерения творческих способностей личности.

Авторские технологии исследования ситуаций межличностного взаимодействия в произведениях живописи могут быть интегрированы в психолого-педагогические программы в системе среднего и высшего образования, в программы дополнительного образования, а также реализованы в создании тренингов в психологии развития, психологии менеджмента, в психологии творчества, социальной психологии, психологии здоровья.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе