«Модели межличностных отношений в зеркале визуального искусства» (методика выявления типологических особенностей ситуаций межличностного взаимодействия в контексте развития личностного и творческого потенциала в процессе оценки, понимания и решения ситуаций)
Исследование восприятия и интерпретации художественных образов межличностного взаимодействия в произведениях живописи становится одной из актуальных областей современной социальной психологии.
Актуальность
«Искусство выступает как особая форма познания реальности, творческой активности личности, особая форма общения художника и зрителя, моделируя систему отношений человека к миру» (Л.С. Выготский). В этом контексте существенную роль играет познание и осмысление ситуаций межличностного взаимодействия в произведениях живописи через приобретение навыков практической деятельности в интерпретации живописи, формирование эстетического вкуса, развитие позитивного мышления.
Новизна
Новизна и оригинальность концепции заключается в том, что в качестве интерпретируемых моделей были выбраны произведения живописи, стимулирующие развитие творческих ресурсов личности, в отличие от традиционного взгляда на процесс восприятия живописи, имеющий ярко выраженный арт-терапевтический эффект.
В работе над созданием методического обеспечения мы исходили из главного теоретического положения культурно-исторического подхода Л.С. Выготского: «От структуры объекта через переживание образа к чувственному восприятию субъекта».
Цель
Методики, заявленной в диссертационном исследовании, выявление типологических особенностей ситуаций межличностного взаимодействия в контексте развития личностного и творческого потенциала (креативности) в процессе оценки, понимания и решения ситуаций. Методика сертифицирована в Университете 5 Сорбонны.
Методики восприятия и понимания межличностных отношений включены в Курс повышения квалификации ДОП «Интерпретация межличностных отношений в произведениях живописи» для СПбГУ. Отзывы о Программе Курса ПК приложены.
Методики развития креативности при интерпретации ситуаций межличностного взаимодействия включены в Курс ПК ДОП «Инновационная модель развития творческого потенциала» для РГПУ им. А.И. Герцена.
Комплекс методик представлен в Содержательной части и в Презентации, а также в раздаточном материале для Круглого стола на 5 WCPP в Монреале (июль 2017) и в рекламе методики. Методика не имеет аналогов в отечественной и зарубежной психологической практике.
Внедрение новых технологий развития воображения будет способствовать успешному решению творческих задач, достижению положительных результатов деятельности на основе использования внутренних ресурсов личности. Результаты работы могут быть использованы в психодиагностических целях – для измерения творческих способностей личности.
Авторские технологии исследования ситуаций межличностного взаимодействия в произведениях живописи могут быть интегрированы в психолого-педагогические программы в системе среднего и высшего образования, в программы дополнительного образования, а также реализованы в создании тренингов в психологии развития, психологии менеджмента, в психологии творчества, социальной психологии, психологии здоровья.