Номинация «Психологический инструмент года»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Социально-педагогическая деятельность в образовательной организации» (практическое руководство)

Автор:

  • Чехонина Любовь Петровна

    психолог, социальный педагог высшей квалификационной категории, ГБОУ РК "Центр диагностики и консультирования", (Петрозаводск)

Организация: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Актуальность, научная и практическая значимость

Существует социальный запрос современного российского общества на развитие отечественной системы качественного и доступного психологического сопровождения образования, психологической помощи всем участникам образовательного пространства, в том числе классным руководителям и социальным педагогам.

Ключевые фигуры, так называемые «агенты социализации» - классный руководитель и социальный педагог сталкиваются с трудностями при организации условий успешной социализации детей и юношества в образовательной организации. Учитель-предметник, традиционно выполняющий роль классного руководителя, специально в вузе командообразованию, конфликтологии,  инклюзии,  помощи детям в трудных жизненных ситуациях  не обучался.  Федеральный профессиональный стандарт «социальный педагог» на момент написания данной работы не утвержден, находится в стадии проекта.  

Анализ результатов «Мониторинга профессиональных потребностей социальных педагогов Республики Карелия», 2016г., показал профессиональный запрос  социальных педагогов  - повысить эффективность взаимодействия с классным руководителем, как ключевой фигурой, субъектом профилактики негативных явлений в сообществе субъектов (детей, педагогов, родителей, администрации ОО), принимающих участие в образовательном   процессе.

Классный руководитель и социальный педагог в образовательной организации объединяют свои усилия для того, чтобы помочь ребенку  и семье в трудной жизненной ситуации, помогают  решать  проблемы социально-педагогической запущенности. Некоторые вопросы классный руководитель может решить сам, но иногда берет на себя профессиональную ответственность, когда не видит сигналов бедствия, упускает время и ресурсы, теряется и не знает, как поступить, так как не видит границ между первичной и вторичной профилактикой с позиции научных знаний. 

Научная значимость практического руководства заключается в психологическом анализе методов и приемов взаимодействия классного руководителя и социального педагога как ключевых фигур социализации детей и юношества в образовательной организации. Методическая разработка способствует внедрению психологических знаний в систему социально-педагогического сопровождения образования, ориентирована на подготовку материалов в рамках Европейского психологического конгресса, запланированного  в РФ в 2019 г.

Практическая значимость – дано учебно-методическое обеспечение с целью  освоения педагогами социально-психологических инструментов профилактики для организации осознанных условий благополучия обучающихся в образовательном процессе.

Цель практического руководства: оснащение классных руководителей и социальных педагогов психологическими знаниями, социально-педагогическими инструментами профилактики негативных явлений в сообществе субъектов (детей, педагогов, родителей, администрации ОО), принимающих участие в образовательном  процессе.

Основное содержание работы (разделы)

Практическое руководство состоит из трех разделов и приложения.

  1. В первом разделе дано краткое описание современных тенденций развития социальной педагогики, отмечается наличие проблемы упущения первичной профилактики.
  2. Во втором разделе раскрыты основные инструменты первичной профилактики.
  3. Третий раздел представляет собой практико-ориентированный навигатор по социально-педагогическому сопровождению разных социальных категорий  детей и семей. 
  4. В приложении предложены организационно-методические материалы. 

Результаты, выводы

  • Разработка, проведение, сбор данных и анализ результатов «Мониторинг профессиональных потребностей социальных педагогов Республики Карелия», 2016, участники из 18 районов Республики Карелия.
  • Разработка и апробация модуля «Взаимодействие социального педагога и классного руководителя образовательной организации в условиях ФГОС. Инструменты профилактики асоциального поведения детей и подростков». В апреле 2016 обучение прошли  20 педагогов образовательных организаций РК.
  • Организационно-методическая документация социального педагога неоднократно представлялась профессиональному педагогическому сообществу РК и обсуждалась на методических объединениях, курсах повышения квалификации социальных педагогов и классных руководителей на стажировочных площадках  ГБОУ РК ЦДК и Карельского Института развития образования.
  • В содержании практического руководства учитывались результаты, полученные лично автором в ходе различных социально-психологических исследований, организованных в школах и СПО в течение 10лет. 
  • Пособие имеет авторский стиль, содержит профессиональную рефлексию и самоанализ в области социально-педагогической деятельности с опорой на психологические знания и личный практический опыт работы с детьми, студентами, педагогами, родителями.
  • Данный сборник носит «рабочий» характер, это означает, что запланирована ежегодная доработка и редакция помещенной в него информации с учетом постоянного обновления нормативно-правовой базы, пожеланий  и дополнений целевой группы – социальных педагогов и классных руководителей, слушателей  интерактивных модулей и методических объединений организованных ГБОУ РК ЦДК.
  • Основные идеи работы нашли свое отражение в  публикациях автора. 

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе