«Социально-педагогическая деятельность в образовательной организации» (практическое руководство)
Актуальность, научная и практическая значимость
Существует социальный запрос современного российского общества на развитие отечественной системы качественного и доступного психологического сопровождения образования, психологической помощи всем участникам образовательного пространства, в том числе классным руководителям и социальным педагогам.
Ключевые фигуры, так называемые «агенты социализации» - классный руководитель и социальный педагог сталкиваются с трудностями при организации условий успешной социализации детей и юношества в образовательной организации. Учитель-предметник, традиционно выполняющий роль классного руководителя, специально в вузе командообразованию, конфликтологии, инклюзии, помощи детям в трудных жизненных ситуациях не обучался. Федеральный профессиональный стандарт «социальный педагог» на момент написания данной работы не утвержден, находится в стадии проекта.
Анализ результатов «Мониторинга профессиональных потребностей социальных педагогов Республики Карелия», 2016г., показал профессиональный запрос социальных педагогов - повысить эффективность взаимодействия с классным руководителем, как ключевой фигурой, субъектом профилактики негативных явлений в сообществе субъектов (детей, педагогов, родителей, администрации ОО), принимающих участие в образовательном процессе.
Классный руководитель и социальный педагог в образовательной организации объединяют свои усилия для того, чтобы помочь ребенку и семье в трудной жизненной ситуации, помогают решать проблемы социально-педагогической запущенности. Некоторые вопросы классный руководитель может решить сам, но иногда берет на себя профессиональную ответственность, когда не видит сигналов бедствия, упускает время и ресурсы, теряется и не знает, как поступить, так как не видит границ между первичной и вторичной профилактикой с позиции научных знаний.
Научная значимость практического руководства заключается в психологическом анализе методов и приемов взаимодействия классного руководителя и социального педагога как ключевых фигур социализации детей и юношества в образовательной организации. Методическая разработка способствует внедрению психологических знаний в систему социально-педагогического сопровождения образования, ориентирована на подготовку материалов в рамках Европейского психологического конгресса, запланированного в РФ в 2019 г.
Практическая значимость – дано учебно-методическое обеспечение с целью освоения педагогами социально-психологических инструментов профилактики для организации осознанных условий благополучия обучающихся в образовательном процессе.
Цель практического руководства: оснащение классных руководителей и социальных педагогов психологическими знаниями, социально-педагогическими инструментами профилактики негативных явлений в сообществе субъектов (детей, педагогов, родителей, администрации ОО), принимающих участие в образовательном процессе.
Основное содержание работы (разделы)
Практическое руководство состоит из трех разделов и приложения.
- В первом разделе дано краткое описание современных тенденций развития социальной педагогики, отмечается наличие проблемы упущения первичной профилактики.
- Во втором разделе раскрыты основные инструменты первичной профилактики.
- Третий раздел представляет собой практико-ориентированный навигатор по социально-педагогическому сопровождению разных социальных категорий детей и семей.
- В приложении предложены организационно-методические материалы.
Результаты, выводы
- Разработка, проведение, сбор данных и анализ результатов «Мониторинг профессиональных потребностей социальных педагогов Республики Карелия», 2016, участники из 18 районов Республики Карелия.
- Разработка и апробация модуля «Взаимодействие социального педагога и классного руководителя образовательной организации в условиях ФГОС. Инструменты профилактики асоциального поведения детей и подростков». В апреле 2016 обучение прошли 20 педагогов образовательных организаций РК.
- Организационно-методическая документация социального педагога неоднократно представлялась профессиональному педагогическому сообществу РК и обсуждалась на методических объединениях, курсах повышения квалификации социальных педагогов и классных руководителей на стажировочных площадках ГБОУ РК ЦДК и Карельского Института развития образования.
- В содержании практического руководства учитывались результаты, полученные лично автором в ходе различных социально-психологических исследований, организованных в школах и СПО в течение 10лет.
- Пособие имеет авторский стиль, содержит профессиональную рефлексию и самоанализ в области социально-педагогической деятельности с опорой на психологические знания и личный практический опыт работы с детьми, студентами, педагогами, родителями.
- Данный сборник носит «рабочий» характер, это означает, что запланирована ежегодная доработка и редакция помещенной в него информации с учетом постоянного обновления нормативно-правовой базы, пожеланий и дополнений целевой группы – социальных педагогов и классных руководителей, слушателей интерактивных модулей и методических объединений организованных ГБОУ РК ЦДК.
- Основные идеи работы нашли свое отражение в публикациях автора.
- Статья в "Психологической газете" Профилактика негативного поведения: роль педагога
- Статья в "Психологической газете" Школа, ориентированная на потребности ребенка