«Введение в психологию семейных отношений» (печатное издание)
Актуальность
Актуальность данного проекта определяется тем, что происшедшие за последние годы в России серьезные изменения в социально-экономической ситуации повлекли за собой изменения психологических аспектов семьи и семейных отношений – семейных ценностей, отношения к браку, семейной иерархии, полоролевой дифференциации в семье и т. д. Тенденции развития современной семьи характеризуются определенной противоречивостью:
- между реализацией социальных функций (репродукции и воспитания), требующих сосредоточения на родительской роли, и психологических функций (кооперации, интимности, рекреации, самоактуализации), которые реализуются, главным образом, в супружеских отношениях;
- между формированием супружеской семьи как ведущего типа современной семьи, характеризующейся равноправием и симметричностью нравственных обязанностей и привилегий супругов, стремлением каждого из супругов к духовному взаимодействию с близким человеком, повышением субъективной значимости супружеских отношений при оценке семейного благополучия, и отсутствием закрепленных в культуре моделей взаимодействия в такой семье (вследствие ее новизны), что порождает в семейных отношениях многочисленные трудности, своеобразные «белые пятна», негативно влияющие на их стабильность.
Все это требует учета результатов современных прикладных исследований в области семейных отношений, их анализа, осмысления, обобщения в процессе преподавания учебной дисциплины «Психология семейных отношений», а также при оказании психологической и социальной помощи семье.
Цель
Таким образом, целью написания учебного пособия по психологии семейных отношений стали систематизация и обобщение современных знаний по психологии семейных отношений (в первую очередь – супружеских), как теоретического, так и практического характера, и выявление на их основе ключевых закономерностей функционирования семьи.
Задачи проекта:
1. Представление систематизированных знаний о психологии современной семьи, о закономерностях ее развития и особенностях в современных условиях.
2. Представление системного взгляда при рассмотрении различных аспектов семейных отношений, их преимуществ и ограничений.
3. Определение основных направлений практической помощи семье, супругам при решении возникающих у них проблем
Научная новизна.В учебном пособии приведены результаты научных исследований, проведенных автором в 2003-2006 гг., в ходе которых были изучены различные стороны семейных отношений:
- проведен системный анализ жизненного цикла семьи;
- изучено и описано психологическое содержание понятий «любовь», «глава семьи», «супружеская совместимость» у людей с разным опытом семейной жизни;
- выявлена доминирующая полоролевая дифференциация супругов;
- выделены и описаны типы личностных установок на развод лиц с различным опытом супружеской жизни (не состоявших в браке, состоящих в браке, состоящих в разводе).
Практическая значимостьзаключается в разработке курса лекций, включающего в себя основные разделы психологии семейных отношений, в том числе обычно не рассматриваемых в учебных пособиях по данному направлению (темы «Любовь как психологический феномен», «Развод», разделы «Соотношение любви и совместимости», «Мифы супружеской жизни», «Личностные установки на развод»). Содержание лекций включает в себя описание и анализ различных подходов и точек зрений по тому или иному вопросу, авторский взгляд. Также сопровождается данными эмпирических исследований различных авторов, литературными выдержками и цитатами, примерами из психотерапевтической практики автора, что обогащает и иллюстрирует приводимый теоретический материал.
Разработаны и апробированы диагностические методики, направленные на изучение различных сторон семейных отношений: выявление личностного смысла понятия «любовь» (метод ассоциативного эксперимента), анализ прохождения периода адаптации к браку молодыми супругами (анкета), диагностика личностных установок на развод (опросник-анкета).
Значение для развития психологии
В учебном пособии проанализированы и обобщены различные подходы отечественных и зарубежных авторов; поставлены, рассмотрены и намечены пути решения малоизученных проблем супружеских отношений, таких как отношения любви, их место в супружеской жизни, распределение власти в семье, разведение и определение понятий «мотивы» и «причины» супружеских конфликтов, «мотивы» и «причины» развода и др.
Учебное пособие предназначено для преподавателей средних и высших учебных заведений, студентов, изучающих психологию, для психологов-практиков, а также других специалистов (педагогов, социальных работников), работающих с семьями.
Основное содержание
Учебное пособие «Введение в психологию семейных отношений» включает в себя три основных раздела:
1. Курс лекций, освещающий основные вопросы психологии семейных отношений: основные понятия, системный подход при изучении семьи, жизненный цикл семьи, проблема выбора супруга, психология любви, супружеская совместимость, супружеские конфликты, развод.
2. Методики для изучения семьи и семейных отношений, разработанные автором: изучение представления о любви, изучение адаптации к браку, диагностика установок на развод.
3. Конспекты работ других авторов о любви и семье: Т. М. Трапезникова, А. Я. Варга, А. Г. Маслоу, Э. Фромм, Л. Берг-Кросс, Н. Пезешкиан и др.
Также приведены глоссарий используемых терминов и понятий и информация о специалистах, упоминаемых в курсе лекций.
Выводы:
1. Учебное пособие представляет собой современный учебник по психологии семейных отношений, оригинальный по своему содержанию и отражающий актуальные тенденции развития семьи.
2. Содержательно материал учебного пособия опирается на результаты научных исследований и профессиональный психотерапевтический опыт автора.
3. В учебном пособии, наряду с традиционными, представлены темы и разделы психологии семейных отношений, обычно не рассматриваемые в учебных пособиях по данному направлению.