Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Психология лидерства» (курс по выбору для студентов разных специальностей)


Представляемый курс является авторской разработкой, нацеленной на развитие и совершенствование лидерского потенциала будущих специалистов, на подготовку их к эффективному осуществлению лидерских функций во всех сферах жизнедеятельности.

Реалии обновляющейся России требуют нового подхода к обучению и подготовке профессионалов, способных взять на себя инициативу, ответственность, правильно организовать дело и добиться высоких результатов труда. При наличии определенного психологического ресурса и благодаря системе целенаправленного развития личностного потенциала молодых людей через вузовскую систему обучения возможно подготовить будущих лидеров. Такие специалисты помогут поднять общество на более высокую ступень социально-экономического развития. Однако детальный анализ образовательной практики выявил дефицит научно обоснованного содержания подготовки будущих специалистов разных областей к лидерству. Наличие этого противоречия обусловлено тем, что в вузах не существует системы специальной подготовки, предусматривающей развитие и поддержку лидеров. Внедрение курса «Психология лидерства» в образовательное пространство вуза позволяет отчасти решить обозначенную проблему.

Социальная и научно-практическая значимость курса заключается в том, что он направлен на воспитание молодых лидеров, снабжение их набором инструментов, которые позволят раскрыть свой потенциал и развить свои лидерские способности для дальнейшего эффективного руководства собой и другими людьми на предприятиях, в организациях, в бизнесе, в политике, в образовании.

Психология лидерства является для психологической науки достаточно новым и не вполне изученным направлением. В этой связи необходима разработка методологических, теоретических и практических вопросов психологии лидерства, что позволит глубже понять природу всех проблемных факторов такого сложного социально-психологического феномена, как лидерство. Мы предлагаем рассматривать лидерство не только как явление межгрупповой дифференциации или искусство управления, но как личностное качество, обеспечивающее человеку возможность высокого уровня развития.

Курс «Психология лидерства» прошел апробацию и нашел свое выражение в учебном пособии, построенном в форме презентации одиннадцати тем, алгоритмизированных следующим образом: вопросы для обсуждения, раскрытие их содержания, вопросы и задания для самопроверки. В пособии также представлено 10 приложений, содержащих разнонаправленные тестовые методики на выявление лидерских компетенций.

В теме «Лидерство – искусство управления людьми» раскрыто содержание теоретических основ лидерства, описаны основные качества лидера, его функции, представлены законы и принципы лидерства.

В теме «Психология личности» студенты знакомятся с особенностями формирования и развития личности, получают ценную информацию о влиянии на личностное развитие стилей семейного воспитания, общения и совместной деятельности, о личностных защитных механизмах и др.

В теме «Организация деятельности» представлены основные мотивационные составляющие деятельности и поведения, а также информация о том, что мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. Какие из этих черт являются наиболее ценными, а какие мешают прогрессивному эволюционированию – важные вопросы, на которые студенты получают развернутый ответ. Здесь же студенты знакомятся с такой логико-конструктивной операцией как целеполагание.

Отдельный интерес представляет собой тема «Психология делового общения». Здесь студенты узнают специфические психологические законы общения; влияние установок, стереотипов, эталонов и др. барьеров на эффективность данного процесса. Знакомятся с правилами аттракции, с техниками и приемами вербального и невербального общения.

За данной темой логично следует тема «Психология малых групп и коллектива», где студенты лучше понимают структуру и динамику отношений индивида и группы, знакомятся с понятием «психологический климат в коллективе», узнают методы решения управленческих задач.

При общении и межличностном взаимодействии зачастую имеют место конфликты, в этой связи студентам целесообразно ознакомиться с темой «Конфликты и способы их разрешения». Здесь они узнают не только причины, источники и предпосылки возникновения конфликтов, но и знакомятся со стратегиями и стилями поведения в конфликтной ситуации; с правилами поведения и методами снятия психологического напряжения в условиях конфликта.

Поскольку лидер должен обладать высоким уровнем интеллекта и способностями оперативно решать самые разнообразные задачи, то тема «Развитие познавательных способностей и творческого мышления» как нельзя лучше знакомит студента со способами развития креативности и совершенствования познавательной деятельности.
Непременными атрибутами лидерства являются презентабельный внешний вид и умение говорить ясно, выразительно и логично. В этой связи в данном курсе представлены темы «Имидж руководителя» и «Психология ораторского искусства». Содержание этих тем помогает студентам познакомиться с основами формирования имиджа лидера, имиджевой коммуникацией, а также теорией и практикой речевого мастерства.

Важнейшей для будущих лидеров является тема «Искусство управления собой», в ходе изучения которой студенты знакомятся со средствами самозащиты в стрессе, с понятием самоменеджмент, с методами и приемами психотехнической тренировки.

Завершает курс тема «Технология профессиональной и личностной успешности». В ходе ее изучения студенты знакомятся с основными стратегиями успешного поведения, узнают какие качества, обеспечивают субъектно-деятельностные достижения, каковы принципы и стиль жизни эффективного человека. Важно то, что здесь студенты рассматривают и анализируют факторы, препятствующие и сопутствующие успеху.

Апробация курса показала высокий интерес студентов к дальнейшему познанию специфических личностных и социальных феноменов, позволяющих лучше понять природу и суть лидерства, а также желание развития своих лидерских потенций.



 


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su