«Книга для тех, кто не любит статистику, но вынужден ею пользоваться. Непараметрическая статистика в примерах, упражнениях и рисунках» (печатное издание)
Актуальность
Несмотря на то, что большинство методов непараметрической статистики обрели свое развитие и популярность благодаря психологии, во многих учебниках по статистике для психологов они оказываются оттесненными на периферию рассмотрения и зачастую воспринимаются как нечто вторичное по отношению к другим статистическим методам. Одна из причин подобной ситуации – в недостатке учебных пособий для психологов, которые были бы полностью посвящены показу возможностей данных методов. Несмотря на то, что издаваемая за рубежом и предназначенная для психологов литература по непараметрическим методам ежегодно пополняется несколькими новыми названиями, она остается практически неизвестной русскоязычному читателю. Последние (и предназначенные для специалистов, имеющих математическую подготовку) издания в этой области на русском языке относятся к концу 80-х годов.
Таким образом, данный проект восполняет собой существующий пробел в доступных учебных пособиях по непараметрической статистике, предназначенных для психологов.
Наличие ряда популярных статистических компьютерных программ (например, SPSS) облегчает процесс использования математических методов в психологии, но зачастую приводит к смещению акцентов в этой области. На первый план может выдвинуться формально правильное использование той или иной программы (по принципу «нажми на кнопку – получишь результат»), сопровождаемое непониманием того, что и как было с ее помощью получено, и какова интерпретация имеющегося результата. В этих условиях становится актуальной решаемая в данном проекте задача показа, того, как работает программа (на примере SPSS) и какие статистические алгоритмы в ней используются.
Социальная, научная и практическая значимость
Социальная значимость проекта в том, что его реализация позволяет приобщить большее число специалистов-психологов к тому потенциалу, который несут в себе математико-статистические методы. Появляется возможность сформировать отношение к статистическим методам как к инструменту повседневной деятельности специалиста, расширить круг психологов, использующих данные методы и, в конечном итоге, превратить их использование в норму своей повседневной практической деятельности.
Научная значимость проекта в том, что математическая статистика дает студентам и специалистам-психологам научный инструмент, позволяющий более системно и осмысленно подходить к собственной профессиональной деятельности, снижать в ней уровень субъективности суждений и оценок, строить свою деятельность в опоре на некоторые выявляемые в ней тенденции и закономерности, подводить результаты деятельности, используя определенные количественные показатели.
Практическая значимость проекта в том, что показ путей использования методов непараметрической статистики в психологии происходит в опоре на примеры из опыта практической деятельности психологов и представителей смежных профессий. Основное назначение приводимых примеров – показать, что этим методам может найтись место не только при проведении различных исследований, но и в повседневной деятельности специалистов различного профиля.
Значение для развития психологии
В психологии сформировался определенный "джентльменский набор" статистических методов, используемый в большинстве случаев, но далеко не исчерпывающий их диапазон. Некоторые из существующих методов могут не использоваться, поскольку они не описаны в литературе, предназначенной для психологов. В проекте рассмотрен ряд малоизвестных отечественным психологам методов непараметрической статистики (тест Вальда-Волфовица, тест экстремальных реакций Мозеса, тест Джонкхиера-Терпстра и др.), даны примеры их использования. Это позволяет существенным образом расширить диапазон статистических методов, используемых в психологии при проведении различных исследований и экспериментов.
Цели
1. Познакомить студентов и специалистов-психологов с наиболее популярными методами непараметрической статистики, показать их возможности и ограничения.
2. Пробудить у студентов/специалистов интерес к данным методам, усилить мотивацию к их использованию в своей повседневной деятельности.
3. Показать начинающим пользователям программы SPSS ее возможности в области непараметрической статистики, описать используемые здесь статистические алгоритмы, рассмотреть и снять противоречия, возникающие при использовании упрощенных (ручных) вычислительных алгоритмов и тех, которые используются в SPSS.
Аудитория, на которую рассчитан проект
Проект рассчитан на студентов и специалистов социального и гуманитарного профиля (психологи, педагоги, социальные работники), а также преподавателей курсов математической статистики для психологов и других смежных специальностей.
Основное содержание работы
В первой главе приводятся основные сведения из математической статистики, необходимые для дальнейшего изложения.
Вторая глава посвящена вопросам измерений и шкал в психологии.
В главах с третьей по седьмую рассматриваются методы непараметрической статистики для случая единственной выборки, двух и более зависимых выборок, двух и более независимых выборок.
Мерам ранговой корреляции посвящена восьмая, заключительная глава.
Четыре приложения содержат:
- краткие биографические сведения об авторах рассмотренных методов;
- статистические таблицы;
- краткое описание всех методов с записью программного синтаксиса SPSS для каждого из них;
- задания для самостоятельной работы.
Завершается работа списком литературы и двумя (предметным и именным) указателями.
Результаты, выводы
Проект отражает современное состояние используемых в психологии методов непараметрической статистики. Основу его содержания составляют многочисленные примеры, позволяющие рассматривать каждый метод на уровне конкретных алгоритмов его использования (включая алгоритмы по работе с программой SPSS).
Полное содержание проекта изложено в книге: Резник А.Д. Книга для тех, кто не любит статистику, но вынужден ею пользоваться. Непараметрическая статистика в примерах, упражнениях и рисунках. – СПб.: Речь, 2008. – 265 с.